Теракт в минском метро - кто бы на самом деле ни стоял за этой трагедией - подает очень серьезный сигнал. Он знаменует кризис того мироустройства, которое старается установить нынешнее кремлевское руководство на территории России и государств, которые согласились идти в ее фарватере.
Приманки «русского мира»
Это мироустройство предусматривает несколько стандартных установок. Во-первых, политическая и экономическая власть сосредотачивается в руках руководства России. Во-вторых, все ресурсы - добывающие, экономические, человеческие - должны использоваться для достижения целей, которые ставит перед собой Кремль. Международные договоры должны направлять на это ресурсы других стран. В-третьих, общество не принимает участия в управлении государством. Платой за это являются определенные социальные гарантии, поддерживаемые государством за счет экспорта энергоносителей, и, самое главное, стабильность и чувства гордости за принадлежность к «избранному» обществу.
Собственно стабильность - это одна из приманок, с помощью которых российскую модель стараются экспортировать. Стабильностью прельщаются диктаторы пошиба Лукашенко, которым гарантируют пребывание у власти независимо от отношения граждан. Ею же привлекают общество - дескать, без демократического «бардака», под надзором построенной по российскому образцу правоохранительной системы, в союзе с братским российским народом будут преодолены все внутренние и внешние опасности. Жизнь будет спокойной и предсказуемой. И Минск здесь казался просто образцом. До недавнего времени.
Столь же призрачной является и другая приманка Кремля для соседей - благосостояние. Практически все интеграционные проекты России представляются их потенциальным участникам сквозь призму экономических интересов, прежде всего ценовых льгот на энергоносители. Такие организации, как Таможенный союз, будто бы и создают именно с целью оптимизации экономических связей ради обоюдной выгоды. Но реальность более жесткая: на самом деле от этих объединений выиграет лишь Россия и ее руководство.
Заметим, что 57% голосов в Таможенном союзе имеет Россия, а Казахстан и Белоруссия - по 21,5%. При этом 87,97% всех таможенных сборов поступает в российский бюджет, Казахстан получает 7,33%, Белоруссия - 4,7%. В конце концов, опыт участия Белоруссии в Таможенном союзе свидетельствует, что Кремль никогда не уступает своим экономическим интересам. Страны на протяжении последних лет велели перманентные тарифные войны, которые в конце концов закончились полной капитуляцией Белоруссии. Вместе с тем Кремль по обыкновению не выполняет щедрых экономических обещаний. Показательно, что именно сейчас, когда Россия старается убедить Украину во взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, «Газпром» в очеедной раз поднимает для Белоруссии цену на голубое топливо - до $244 за тыс. м3.
До 2015 года «Газпром» планирует уравнять внутренние цены на газ со внешними - дотировать разницу он уже неспособен. России не хватает средств для инвестиций в развитие новых месторождений, финансовые показатели «Газпром»а отнюдь не лучшие (в конце 2010-го долг «Газпром»а составлял приблизительно $35 млрд).
Детище Путина
Таможенный союз - основа для новой интеграции стран бывшего СССР, поскольку перекрывает участникам возможности для проведения самостоятельной внешнеэкономической политики, внешнеполитического маневра и делает дальнейшие интеграционные шаги в сторону РФ вопросом времени.
Россия активно предлагала Украине вступить в Таможенный союз еще во времена Кучмы. Проект спустили на тормозах. Но весной 2010-го, после изменения власти в Украине, Владимир Путин во время встречи с Николаем Азаровым снова дал понять: если Украина хочет снизить цены на газ, она должна присоединиться к ТС.
Однако тогда украинская власть решила отдать за скидку для своих предприятий не свободу экономической политики, а нечто, ценности чего не сознавала, - продолжение права РФ на базу в Севастополе. Харьковскими соглашениями, которые закрепили этот обмен, воспользовался другой кремлевский политик - Дмитрий Медведев.
Украинцам же рассказали, что и цены на газ для населения не будут расти, и проблемы бюджета и НАК «Нафтогаз Украины» будут решены. Действительность оказалась другой: цены на газ для внутренних потребителей возросли почти вдвое, а «Нафтогаз» покупает голубое топливо по стоимости, не ниже среднеевропейской.
И вот вопрос «цены на газ» принялись решать снова. При этом апелляции украинской власти к «невыгодности соглашения 2009-го» Москвой просто игнорируются. Вместе с тем предлагается пойти на полноценное вступление в ТС, а там как-нибудь само получится, и сколько-нибудь миллиардов Украине перепадет. Наверное, так же, как Белоруссии.
Российская сторона действует с настойчивостью продавцов сетевого маркетинга: нахваливают свой товар, всячески позорят конкурентов, а главное - требуют приобрести здесь и сейчас, пока действуют «суперскидки», а на самом деле - пока клиент не опомнился и не начал заглядывать за яркую обертку, чтобы проверить качество товара.
Почему спешит Россия
Время в самом деле важно для России. Постоянный рост цен на нефть и газ не только наполняет бюджет экспортеров этих ресурсов, и в частности РФ. Это также подталкивает другие государства искать альтернативные источники энергии или новые способы добычи традиционных. И чем больше растет цена нефти и газа, тем более выгодными становятся эти варианты. На протяжении ближайших пяти - семи лет возможным является начало промышленной добычи сланцевого, шахтного и других видов газа, который раньше был весьма дорогим по сравнению с российским. Активно будут исследоваться и начнут разрабатываться месторождения на шельфе.
Применение альтернативных видов топлива, распространение гибридных и электромобилей может снизить спрос на нефть. Все это очень суживает горизонт принятия решений для России, у которой экономика и социальная стабильность держатся на нефти и газе. Если к межнациональным, религиозным и другим проблемам, которые время от времени взрываются насилием в российском обществе, прибавятся еще социальные - режим может не устоять. А как свидетельствует история провалов российской модели, следствием этого является многолетняя «смута».
Украина, чьи ресурсы несравненно больше, чем те, которые Россия может получить от нынешних вассалов, является ключом к отсрочке кризиса. Однако шансы присоединить Украину быстро уменьшаются.
Во-первых, процесс присоединения Украины к зоне свободной торговли с ЕС медленно, но продвигается. Так, 16-й раунд переговоров завершился достижением договоренности о либерализации торговли 20% сельскохозяйственной продукции. Как утверждают в украинском МИД, переговоры о ЗСТ с ЕС должны закончиться до конца 2011 года.
В конце концов, в этих переговорах нужна не скорость, а качество. Приверженцы ТС с Россией предполагают, что европейцы хотят навязать свои условия и открыть наши рынки, защитив свои, а внедрение европейских стандартов может увеличить стоимость украинской продукции и т.п.
Однако все эти аргументы мы уже слышали, когда Украина вступала в ВТО. Оказалось, что преимущества от расширения торговли превышают возможные отрицательные последствия. Болеее того, такие переговоры - это всегда сложное дело, от результатов которого зависит, насколько благоприятными будут условия. Это торг, и здесь надо отстаивать свои интересы, договариваться об отсрочке определенных невыгодных ныне правил и т.п. Опять же, в контексте ВТО добыто немало опыта успешного проведения таких переговоров.
Во-вторых, начинает действовать Брюссельская декларация от марта 2009 года относительно совместной модернизации украинской ГТС совместно с ЕС, при поддержке европейских банков. В конце февраля начал работу проект технической помощи «Вспомогательные исследования модернизации газотранспортной системы и хранилищ» в рамках этой же декларации. Уже в июне в этом году начнется собственно реконструкция ГТС - участка трубопровода Уренгой - Помары - Ужгород.
Поэтому именно во время дежурного раунда консультаций Украина - ЕС относительно ЗСТ россияне провели ряд информационных спецопераций - от задействования «дружеских» украинских чиновников для пророссийских заявлений (например, Валерий Мунтиян ранее уже отмечался выступлениями на манер того, что настало время «отойти от англосаксонской модели» и строить евразийскую общность на основе российских энергоносителей) до «источников» в российских СМИ, с перепечаткой в украинских, информации о возможном срыве переговоров с ЕС.
Вероятнее всего, разочарование от киевской встречи 12 апреля, которая завершилась фактически ничем, российскую сторону не остановит. Будут искать новые подходы для убеждения украинской власти в привлекательности путинского проекта. Тем не менее, для последней здесь возникает другая мотивация. Это тот случай, когда ее нынешние действия в интересах страны. А потому власть имеет шанс на возвращение доверия общества, которым не следует разбрасываться.
Перевод: Антон Ефремов