Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рост экономического влияния России в Латвии

© коллаж ИноСМИДля восстановления влияния в Латвии Кремлю нужно было найти политическую силу для сотрудничества
Для восстановления влияния в Латвии Кремлю нужно было найти политическую силу для сотрудничества
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия стремится развивать экономические связи с Латвией, видя в этом средство для усиления своего влияния на прибалтийские страны. Государства Балтии издавна с сомнением относятся к инициативам России в этом регионе, но увеличение российских инвестиций в сочетании со снижением экономических возможностей Евросоюза может вынудить эти страны отказаться от своего скепсиса.

Россия стремится развивать экономические связи с Латвией, видя в этом средство для усиления своего влияния на прибалтийские страны. Государства Балтии издавна с сомнением относятся к инициативам России в этом регионе, но увеличение российских инвестиций в сочетании со снижением экономических возможностей западных институтов, таких как Евросоюз, может вынудить эти страны отказаться от своего скепсиса.

Анализ

В ежегодном прогнозе STRATFOR за 2011 год в качестве одной из ключевых тенденций названа новая, более многогранная внешняя политика России, которая продолжает укреплять свои геополитические позиции. Такие внешнеполитические изменения весьма заметны в странах Балтии, поскольку Россия отказалась от чисто конфронтационного подхода к ним, отдав предпочтение сотрудничеству с этими странами в целях усиления влияния на Прибалтику. Такая стратегия начинает приносить Москве дивиденды, особенно в Латвии, где в последнее время отмечается рост экономических отношений между двумя государствами.

У Европейского Союза масса своих финансовых трудностей, а российская казна полна денег благодаря росту цен на энергоресурсы. Поэтому у Москвы появилась возможность воспользоваться данными обстоятельствами и приступить к развитию деловых связей с Ригой. Однако на пути серьезного политического сближения остается масса препятствий, и Москва будет действовать очень внимательно и осторожно в своих попытках наладить экономические отношения и усилить влияние на Латвию и прочие прибалтийские страны в предстоящие месяцы.

В прошлом году в торговых и инвестиционных отношениях между Россией и Латвией произошло несколько  заслуживающих внимания экономических событий. В 2010 году объем товарооборота между двумя государствами увеличился на 42%, составив 6,4 миллиарда долларов (для сравнения: ВВП Латвии составляет примерно 26 миллиардов долларов). Кроме того, прямые иностранные инвестиции России в Латвии в 2010 году увеличились на 26,6 миллиона долларов, в то время как в 2009 году после финансового кризиса предыдущего года увеличение составило всего 8,7 миллиона. Кризис ударил по Латвии в 2008 году особенно сильно.

В последнее время появились признаки улучшения российско-латвийских отношений. В декабре 2010 года латвийский президент Валдис Затлерс совершил важный визит в Россию, подписав там ряд соглашений с российским руководством. Хотя эти соглашения не имеют особого значения и касаются в основном облегчения поездок и борьбы с организованной преступностью, визит заложил основу для дальнейшего сотрудничества. 31 марта мэр Риги и лидер пророссийской оппозиционной партии «Центр согласия» Нильс Ушаковс открыл в Москве латвийское представительство, официальная цель которого состоит в развитии сотрудничества между членами делового сообщества Латвии и России, а также в продвижении латвийского экспорта на российском рынке. 7 апреля министры транспорта двух стран обсудили проект создания высокоскоростной железной дороги из Риги в Москву, а также проект строительства автомагистрали. Впоследствии Затлерс назвал данные проекты поворотным моментом в отношении России к Прибалтике. Эти соглашения с Латвией показывают, что Россия добивается существенных успехов в налаживании экономических связей с Прибалтикой, что является показателем стремления Москвы к усилению своего влияния в данном регионе.

Однако на пути от таких коммерческих сделок к серьезному политическому примирению между Россией и Латвией остается еще много препятствий. Значительная часть латвийского населения глубоко скептически относится к российским намерениям вне зависимости от того, насколько прагматично поступает Москва и насколько активно она проявляет готовность к сотрудничеству. Кроме того, Латвия и остальные страны Балтии прочно укрепились в составе западных политических и военных организаций, таких как Евросоюз и НАТО, и даже в экономических вопросах по многим направлениям сохраняются существенные трудности. Так, конкуренцию железнодорожному проекту Москва-Рига составляет проект ЕС Rail Baltica, а российскому энергетическому господству там бросают вызов балтийские планы диверсификации, например, проекты строительства АЭС и заводов по сжижению природного газа.

Соседи Латвии Эстония и Литва также с большой сдержанностью относятся к развитию экономических связей с Москвой. Литва особенно активно отталкивает Россию, грозя подать в суд на российскую газовую компанию «Газпром», поскольку та якобы владеет монополией на поставки и распределение. Она отказывается от сделок, аналогичных тем, что Россия заключила с Латвией. Реакция Эстонии на российские попытки примирения более разнообразная. Так, она спорит с Россией по поводу ее мнимых связей с мэром Таллина Эдгаром Сависааром, но налаживает с ней связи в других областях. Например, недавно компания-оператор эстонских железных дорог Eesti Raudtee и российская транспортная компания Rail Garant подписали соглашение о строительстве контейнерного терминала в эстонском порту Мууга на сумму 130 миллионов евро.

Даже если не принимать во внимание традиционные опасения и нежелание стран Балтии, события в Европейском Союзе могут заставить их пересмотреть свои отношения  с Россией. Прибалтийские государства осуществляют энергетические и экономические проекты на деньги ЕС, но продолжающийся там финансовый кризис привел к тому, что многие из этих проектов были практически полностью свернуты. Это подтвердил недавно представитель Министерства транспорта Латвии, заявив, что у страны нет средств для участия в проекте Rail Baltica. Тем временем, Россия показывает, что у нее деньги есть, и что она полна решимости довести до конца аналогичные проекты в Прибалтике. Она завершает прокладку газопровода «Северный поток», продолжает строительство атомной электростанции в Калининградской области, после чего приступит к возведению второй АЭС в Белоруссии неподалеку от литовской границы.

Москва может выиграть от этой ситуации, развивая свои экономические связи с Прибалтикой и одновременно разоблачая недостатки и слабости Евросоюза. Однако в своих попытках наладить экономические отношения с Латвией и другими прибалтийскими государствами ей придется действовать очень осторожно и тонко.