Кремль разделен на две части, и Москва, возможно, скоро будет иметь двух царей. Более того, кажется, она их уже имеет. После месяцев слухов Владимир Путин и Дмитрий Медведев вышли из укрытия, и их подковерная дуэль стала общественным достоянием. Остается меньше года до ближайших президентских выборов в России, но предвыборная кампания — дело долгое, и она уже началась. Это длительный забег, богатый сюрпризами. В 2008 году, когда Путин «сделал» Медведева президентом, было ощущение, что молодой Дмитрий был правильно выбран, чтобы сохранить кресло самого могущественного человека России в ожидании его возвращения. Путин был президентом в течение восьми лет, а Конституция России запрещает переизбираться на третий срок. Следовательно, Владимир отступил и занял пост премьер-министра, оставив кресло президента своему «избраннику» Медведеву, верному человеку, выросшему в Газпроме и готовому следовать линии Путина в Кремле, заполнив таким образом его (временное) отсутствие.
Но все поменялось. Уже через год после выборов Медведев начал отстраняться от Путина. Многие стали задавать себе вопрос, кто реально правит в России. Идея заключается в том, что Путин останется царем, но сейчас его позиция может быть подорвана Медведевым, который недавно не исключил возможности выставить свою кандидатуру на второй срок в марте 2012 года. «Никто не в силах предвидеть будущее, но в качестве главы государства, в качестве действующего президента, я нахожусь в раздумьях. Это мой долг», - заявил Медведев. Путин немедленно отреагировал, решив не оттягивать и приоткрыть карты: «Ни я, ни Дмитрий не говорили о наших кандидатурах на ближайших выборах, но мы обсудим этот вопрос, когда срок выборов приблизится, - сказал премьер.
Путин подчеркнул, что открытое объявление кандидатур создало бы в стране условия нестабильности, а «143 миллиона россиян этого не заслуживают». Действительно, административные органы могли бы немедленно занять чью-либо сторону с риском бюрократического паралича в ожидании исхода голосования. В конце концов, как часто повторял Сталин, «кадры решают все», и, пребывая в сомнениях, русские чиновники могли бы избрать стратегию выжидания и существенно заблокировать жизнь страны.
Мнения россиян разделились. Опрос общественного мнения показал, что примерно 27% избирателей отдали бы свои голоса Путину в качестве президента, 18% предпочли бы Медведева, в то время как 25% не хотят видеть президентом ни одного из них. Вызов брошен, и два дуэлянта уже начали наносить первые удары. Бал открыл Медведев, уволив мэра Москвы Юрия Лужкова, главу российской столицы и в то же время вернейшего человека Путина. Второй удар глава Кремля нанес, издав декрет, который запрещает министрам и политикам занимать посты в советах директоров предприятий, контролируемых государством.
Первая голова уже полетела; речь идет об Игоре Сечине, сером кардинале Кремля и правой руке Путина. Сечин — номер два в Москве. У него развязаны руки в области «энергии». Он являлся царем газа и нефти, так как стоял во главе Роснефти (российского нефтяного колосса) и был в совете директоров Газпрома (газового колосса). Сечин недавно подал в отставку, уйдя из Роснефти, что встревожило британскую нефтяную компанию British Petroleum (BP), находящуюся в стадии переговоров с Роснефтью.
Путин не остался в стороне и, как только смог, выступил вперед с заявлением, что действия НАТО в Ливии представляют собой «средневековый крестовый поход» западных стран. Медведев на заседании Совета Безопасности ООН воздержался от голосования по операции в Ливии (вместе с Китаем), открыв тем самым дорогу на взлет французским и британским бомбардировщикам. Медведев не остался в долгу и заявил, что высказывание Путина о крестовом походе «неприемлемо», подчеркнув, что Россия осуждает бомбы в Ливии, но в то же время нельзя забывать об огромной ответственности Каддафи в возникновении гражданской войны в его стране.
Ответ Владимира на выпад был связан с внутренними проблемами. Медведев заявил, что он хочет понизить налоги на предприятия, чтобы российская экономика смогла оправиться после глобального кризиса. Путин вышел на сцену, ответив, что «цены на водку нельзя повышать» в целях заполнения финансовой ямы, которая образуется в результате снижения налогов на предприятия. Если Кремль думает повысить налоги на алкоголь, то он будет вынужден пересмотреть свои планы.
Отныне двое покусывают друг друга каждый раз, как находится повод, готовые взять в руки шпагу, как только начнется официально избирательная кампания. В чем можно быть уверенным, так это в том, что Путин не мог ожидать, что молодой сын профессора, у которого он написал дипломный проект, сможет неожиданно повернуться к нему спиной, что он решит не играть роль царя во главе страны, а попытаться оставить свой собственный след.
Партия «Единая Россия», основанная Путиным, в настоящее время поддерживает Владимира. Но избирательная кампания — длинная, и карты на столе могут неожиданно поменяться. Российские олигархи до сих пор оглядывались только на Путина, но с выходом на сцену Медведева равновесие может нарушиться. Ожидается горячая избирательная кампания с неожиданными поворотами.