Чеченский бизнесмен Булат Чагаев окружен непроницаемой завесой тайны. Тем не менее, все его действия тщательно спланированы. Идет ли речь о миллионах, Чемпионате мира 2018 года, «друге Зеппе» или товарище президента Рамзана Кадырова.
«Мы все чеченцы. Каждый помогает, исходя из своих средств. Так работает система добровольной солидарности. Кадыров никогда не просил у меня денег», - говорит он. Так кто же такой Булат Чагаев, будущий владелец швейцарского футбольного клуба «Ксамакс»?
Когда он вкладывает с полдюжины миллионов долларов в свой родной грозненский «Терек», то выступает как настоящий чеченец. Тем не менее, в торговом реестре, куда вписаны две его женевских компании, он значится как россиянин с московской пропиской. Более того, на одном пользующимся популярностью в деловых кругах интернет-ресурсе у него даже обнаружили предков из Невшателя. Есть ли у него жилье в Швейцарии? Нам это неизвестно. Темная завеса тайны скрывает все подходы к этому человеку, который в прошлом женился на дочери последнего секретаря коммунистической партии в Чечне. Другими словами, это аппаратчик, который обогатился точно так же, как и многие другие его «коллеги» во время распада советского блока.
От газа к банку
Первые следы его деятельности в Швейцарии датируются августом 2008 года. В тот момент он основал в Женеве акционерное общество Dagmara Trading SA с капиталом в 100 000 франков, в интересы которого входили «все сферы деятельности в области сырьевых ресурсов, в том числе нефти и газа, агропромышленный комплекс, в том числе, покупка, продажа и посредничество, при управлении из-за границы». В ноябре прошлого года эти задачи претерпели некоторые изменения. Так каковы новые цели? «Административное управление и оказание услуг в сфере недвижимости, юриспруденции, финансов, администрирования, управления людскими ресурсами и торговли в рамках Envergure Holding SA и всех компаний группы Envergure». Поставщик сырья переключился на сферу услуг. Кстати, кто вообще скрывается за этим холдингом Envergure? Разумеется, Булат Чагаев, который зарегистрировал осенью 2008 года еще одну компанию с капиталом во все те же 100 000 франков. И каковы направления ее деятельности? «Держание, покупка, продажа, работа с долями в различных предприятиях, напрямую или через посредников, в Швейцарии и за границей. Предоставление займов и гарантий акционерам или третьим лицам». Значит, теперь из сферы услуг он переходит в банкиры.
Так при чем здесь футбол?
Но зачем же тогда вкладывать средства в футбол, сначала в грозненский «Терек», а затем и в швейцарский «Ксамакс»? В декабре прошлого года Булат Чагаев вложил миллионы в чеченскую команду российской премьер-лиги. Важный момент: грозненский «Терек» возглавляет не кто иной, как президент Чеченской республики Рамзан Кадыров, тогда как пост вице-президента клуба (эту должность теперь получил и Чагаев) принадлежит министру по физической культуре, спорту и туризму той же самой республики Хайдару Алханову. Другими словами, команда сейчас в высшей степени политизирована. Она должна стать праздничной открыткой этой новой власти, бесчинства которой во время двух войн в Чечне (1194-1995, 1999-2000) до сих пор вызывают ярость защитников прав человека.
И вот наш торговец нефтью и газом (два главных богатства республики) вкладывает деньги в чеченский футбол. Этот поступок вполне логичен. Но зачем ему сдался швейцарский «Ксамакс»?
Заработать на европейском футболе сейчас можно лишь одним единственным способом (взгляните хотя бы на финансовое состояние крупнейших британских клубов): с помощью Лиги чемпионов. Причем инвестиции в Швейцарии в этом плане выглядят гораздо проще и дешевле, чем в остальных странах. Безупречная логика. Но это еще не все: Швейцария занимает стратегическое место в центре Европы и в центре всего спортивного мира благодаря огромному числу расположенных здесь международных федераций. А чеченские лидеры, которым так необходимо улучшить собственный имидж, мечтают принять у себя в республике матчи Чемпионата мира 2018 года. «Да, мы уже говорили об этом с нашим другом Зеппом», - говорят официальные лица в Грозном. Друг Зепп – это Йозеф Блаттер (Joseph Blatter), президент ФИФА. А также почетный президент некоего швейцарского клуба, в совете которого он работал в начале 1970-х годов. Как вы уже догадались, речь идет о «Ксамаксе».