Европейский суд по правам человека в Страсбурге сегодня в очередной раз указал России на бесчинства в Чечне. Нынешний случай касается необъяснимого «исчезновения» человека на территории грозненской прокуратуры, куда его вызвали для дачи показаний.
Речь идет об исчезновении Хамзата Тушаева, которого в последний раз видели живым 8 июня 2006 года. Тогда ему было 47 лет. В то утро он явился в грозненскую прокуратуру, куда его вызвали на допрос из-за подозрений властей в его причастности к «незаконным бандформированиям».
Супруга Тушаева сопровождала мужа вплоть до поста охраны у входа в здание прокуратуры. Дежурный пропустил его на территорию, предварительно связавшись с сотрудниками прокуратуры для проверки подлинности повестки.
На этом эпизоде след Тушаева обрывается. По информации российских властей, подозреваемый так и не добрался до кабинета прокурора.
Чтобы объяснить это исчезновение, в Москве выдвинули гипотезу о том, что Тушаев был похищен «неизвестными лицами» на территории прокуратуры. Тем не менее, европейские судьи посчитали подобную версию «малоубедительной». Суд «уже рассмотрел некоторое число схожих дел по Чечне, в рамках которых люди исчезали из мест, находившихся под полным контролем российских властей, и пришел к выводу, что их жизнь находилась под угрозой».
«Существуют основания полагать», что Хамзат Тушаев в настоящий момент мертв после «непризнанного похищения агентами российского государства». То есть, по мнению Страсбургского суда, «ответственность за его смерть лежит на России».
Кроме того, «у ведущих расследование госслужб на самом деле не было желания пролить свет на это преступление и призвать к ответственности тех, кто его совершил», считают судьи. Они обязали российские власти выплатить вдове и матери Тушаева 60 000 евро в качестве компенсации морального ущерба.
Страсбургский суд уже более 150 раз выносил России обвинительный приговор за бесчинства на Северном Кавказе. По сведениям правозащитной организации «Правовая инициатива по России», ни один из виновных в этих преступлениях так и не предстал перед судом.
В настоящий момент в Страсбурге также рассматривается еще больше 260 аналогичных исков.
Россия выплачивает означенные в приговорах суммы, однако отказывается вновь открывать следствие, несмотря на все требования Европейского суда.