Накрывшая арабский мир волна протестного движения вызывает серьезные опасения у руководства Израиля. «Арабская весна может обернуться израильской зимой»: премьер-министр страны использовал эту метафору в интервью AFP для того, чтобы подчеркнуть вырисовывающееся на горизонте угрозы. Другими словами, стремление к демократии и дестабилизация существующих арабских режимов вполне могут сыграть на руку Ирану (главному врагу Иерусалима) и исламистам, в первую очередь в Египте. Израильские официальные лица полагают, что Иран усиливает свою стратегию по окружению врага с помощью союзников: ливанской «Хезболлы» на севере и палестинских исламистов из ХАМАС на юге, в секторе Газа.
Главное сейчас – это развитие ситуации в Египте. Все заявления преемников Хосни Мубарака, которого многие считали наилучшим гарантом первого мирного договора Израиля и арабского государства, изучаются до мельчайших деталей. Во время прошедшей на прошлой неделе встречи с европейскими послами Беньямин Нетаньяху сообщил, что «очень обеспокоен некоторыми голосами, которые с недавнего времени начали раздаваться в Египте». Речь идет о «враждебных» заявлениях министра иностранных дел Египта Набиля аль-Араби и антиизраильских манифестациях в Каире. Еще один «сигнал»: как того требовали «Братья-мусульмане», новые египетские власти заявили о намерении пересмотреть цены на поставляемый ими в Израиль природный газ, который «разбазаривался» при Хосни Мубараке.
Кроме того, наблюдатели отмечают о то, что протестное движение в Сирии, которая официально все еще находится в состоянии войны с Израилем, не обязательно означает перемены к лучшему. Как считает декан Университета Тель-Авива и эксперт по Сирии Эяль Зиссер, «ничто не говорит о том, что режим, который может прийти на смену президенту Башару Асаду, не будет еще хуже и не приведет к засилью «Аль-Каиды» или анархической ситуации как в Ираке». Общественное мнение также проявляет осторожность. По данным нескольких опросов, почти две трети населения страны полагают, что текущие перемены в арабском мире не сулят Израилю ничего хорошего.
Размышления о Египте
Израильская армия в свою очередь также начинает учитывать возможное изменение «правил игры» в регионе. Ее новый стратегический план на ближайшие пять лет, который в настоящий момент дорабатывает глава генштаба генерал Бенни Ганц, основан на сценарии ведения войны на нескольких фронтах. В числе основных угроз, разумеется, фигурируют Иран с его ядерной программой, Сирия, ХАМАС и «Хезболла». Тем не менее, чтобы избежать любых причин для роста напряженности в отношениях с Каиром, израильские военные не стали раскрывать своих планов относительно возможного укрепления оборонительных позиций на границе с Египтом, которые были сведены до минимума за последние 30 лет. По мнению наблюдателей, военные начинают «задумываться» о гипотетическом конфликте с Египтом и способах дать ему отпор.