Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
По следам «мертвой дороги» Сталина

Сталин с помощью заключенных хотел построить трансполярную магистраль

© flickr.com/Zopidis Lefterisжелезная дорога
железная дорога
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уральская железная дорога, которую собираются строить чешские фирмы на деньги чешских банков, должна пройти через далекие полярные точки, где на переломе 40-х и 50-х годов заключенные советского ГУЛАГа проложили «мертвую дорогу». Так считает Штепан Черноушек из Института изучения тоталитарных режимов.

Уральская железная дорога, которую собираются строить чешские фирмы на деньги чешских банков, должна пройти через далекие полярные точки, где на переломе 40-х и 50-х годов заключенные советского ГУЛАГа проложили «мертвую дорогу». Так считает Штепан Черноушек (Štěpán Černoušek) из Института изучения тоталитарных режимов.

«Если я располагаю верной информацией, то планируемая железная дорога между городами Салехард и Надым на расстоянии примерно 350 километров пройдет именно по или вдоль так называемой «мертвой дороги», которую заключенные ГУЛАГа строили в 1947-1953 годы», - сказал Черноушек в Москве после возвращения из частной экспедиции к «мертвой дороге».

Коммунистический диктатор  Иосиф Сталин, который начал стройку, чтобы подступиться к богатствам недр, умер в марте 1953 года, и дорога была брошена, так и не заработав. Там, куда можно добраться, по словам Черноушка, до сих пор сохранились поражающие следы стройки с десятками более или менее сохранившихся лагерей, разброшенных на расстоянии в 10 километров вдоль дороги.

«Это и в России просто единственный памятник под открытым небом, - отметил он. – Мало где сохранились настоящие сталинские лагеря, где есть заборы с колючей проволокой, караульные вышки, бараки, одиночные камеры, предметы повседневной жизни заключенных».

Но в регионе были найдены запасы газа и полезных ископаемых, поэтому и возникли планы по строительству новой железной дороги. Чехи, согласно сообщениям в прошлом месяце, должны были построить около 350 километров железнодорожного полотна под руководством компании OHL ŽS из Брно. На крупнейший чешско-российский проект последних лет чешские банки должны до конца года предоставить кредит в размере около 1,5 миллиарда евро; подписание договоров должно состояться осенью.

Строительство железной дороги общей длинной 711 километров должно начаться до конца этого года. Общие затраты предположительно составят до 150 миллиардов рублей, покрываться расходы должны из федерального и местного бюджетов.

Самому Черноушку интересно, будут ли и насколько строители новой железной дороги использовать то, что осталось от работы советских заключенных.

«Это просто нельзя использовать, - считает он. - Условия экстремальные. Летом там может быть и 30 градусов, болота и тучи комаров, зимой, которая длится восемь месяцев, может быть и минус 50. Все это построено на вечно замерзшей земле, которая не стабильна. Летом все тает, и колея деформируется. И хотя железную дорогу проложили, ее необходимо постоянно ремонтировать и сохранять в работоспособном состоянии гораздо большими усилиями, чем в  обычных условиях».
 
Грустная статистика

В общей сложности изначальное железнодорожное полотно должно было протянуться на 1,2 тысячи километров, в стройке, предположительно, участвовало от 80 до 120 тысяч заключенных; на упомянутом брошенном участке  - около 40 тысяч. Сам Черноушек среди строителей не нашел ни одного заключенного из бывшей Чехословакии. Они в начале 40-х строили дорогу до Воркуты, пока их не освободили, чтобы они могли вступить в подразделение Людвига Свободы (Ludvík Svoboda) в Бузулуке.

Условия на воркутинской трассе, конечно, были гораздо страшнее, чем на послевоенной «мертвой дороге»; по официальным данным, смертность заключенных там колебалась в порядке десятых долей процента. «Но по стечению обстоятельств я был в Петербурге у человека, который на стройке работал фельдшером, и он утверждает, что это невозможно, что официальные цифры слишком низкие. Он видел столько увечий, столько людей, которые умерли, костей вдоль дороги, что мертвых должно было быть гораздо больше», - сказал Черноушек. Однако он допустил, что о количестве погибших и сегодня можно только догадываться.
 
И хотя он опасается за судьбу сохранившихся остатков лагерей вдоль «мертвой дороги», планы по строительству нового железнодорожного полотна в тех краях ему импонируют: «Я воспринимаю это как своего рода почтение памяти заключенных, строивших ту дорогу».