Ростов-на-Дону ─ Россия вдыхает новую жизнь в вертолетную промышленность – отрасль, остававшуюся в руинах после развала Советского Союза. Обновления в отрасли являются частью программы по модернизации, нацеленной на диверсификацию российской экономики, необходимую для того, чтобы страна могла перестать полностью зависеть от нефти и газа.
Государственный холдинг «Вертолеты России», объединивший в прошлом году 11 региональных производителей, сейчас выигрывает контракты как «домашние», так и иностранные, и озвучивает планы выставить в свободное обращение акции на совершенно революционную сумму в 500 миллионов долларов.
«Вертолеты России» собирают вертолеты марки «Ми», какие использовались, например, во время афганских операций в 1980 году. В современную линейку входят Ми-28 «Ночной охотник», удобный для полетов в любое время суток, и тяжелый транспортник Ми-26.
Со слов источника из финансовых кругов, в этом году компания планирует выпустить 262 вертолета (по сравнению с 214 в 2010-м), в то время как государство распорядилось произвести 1200 – 1300 вертолетов в течение следующих 10 лет.
За этим стоят средства, сопоставимые с половиной затрачиваемого на строительство газопровода, комментирует аналитик московского банка «Уралсиб» Анна Куприянова.
«Что касается будущих заказов, то, на данный момент, по нашим оценкам, примерно половина заказов поступает с внутреннего рынка, и другая половина – заказы на экспорт… Экспортный спрос высок, поскольку у вертолетов Ми не велика конкуренция в своем сегменте, а цена относительно мала», − добавляет Куприянова.
Согласно внутренним источникам, на Ми-35, производимые «Вертолетами России», поступил заказ от бразильских воздушных сил, планирующих использовать эти машины в борьбе с контрабандой наркотиков.
Тем временем «Казанский вертолетный завод» - член холдинга, поставит 21 военных Ми-17 Соединенным Штатам для использования в военных операциях в Афганистане – об этом в апреле написала российская газета «Коммерсантъ».
Приватизация
Россия, со своими объявленными намерениями потратить на оборонную отрасль более 651 миллиарда долларов в течение следующих 10 лет, стоит среди немногих стран с крупной экономикой, увеличивших расходы на оборонную отрасль после всемирного экономического кризиса.
В прошлом году у страны на это ушел 61 миллиард долларов.
Инвестиции в производство вертолетов, в частности, являются частью амбициозных планов президента Дмитрия Медведева, нацеленных на ослабление зависимости России от природных ресурсов, экспорт которых до сих пор составляет главный источник подпитки российской экономики, но, в то же время, оставляет страну очень уязвимой к мировым экономическим спадам и кризисам.
Ключевой составляющей этого плана является приватизация – ослабление государственного контроля над сотнями корпораций и привлечение новых международных инвесторов и экспертов.
Приватизация «Вертолетов России» в этом списке занимает одно из первых мест, первичное размещение акций холдинга в Лондоне и Москве устроено для того, чтобы первый раз в истории страны дать инвесторам доступ в оборонный сектор.
Нет денег – нет спроса
Среди производственных баз «Вертолетов России» присутствует и «Росвертол» − завод, располагающийся в Ростове-на-Дону, на юго-западе страны (около 8 000 сотрудников). «Росвертол» собирает такие модели, как тяжелый транспортник Ми-26Т (один из самых тяжелых в мире вертолетов, весит 50 тонн), и также меньший боевой вертолет Ми-35.
Руководитель компании Борис Слюсарь (1942 года рождения), занимает этот руководящий пост уже 10 лет. Его карьера на заводе началась с поступления в один из цехов завода, когда он был еще совсем мальчишкой, и с тех пор Слюсарь успел стать свидетелем множества перемен в стенах этого производства.
Ярый охотник, чей кабинет устлан горделиво выставленной на всеобщее обозрение 2,5-метровой медвежьей шкурой, сейчас он рассказывает, как завод был ужат до некой видимости, почетного напоминания о днях былой славы, когда в начале 90-х пересох благодатный поток советского финансирования.
«Бюджетных денег больше не поступало, и спроса на вертолеты никакого не было. Нашей главной задачей тогда было удержать рабочую силу – штат сокращался до 5 500 сотрудников, но нам удавалось продолжать поддерживать рабочее состояние завода, в то время как остальные были вынуждены продавать свои производства», − говорит он.
Игорь Семенов, ныне первый заместитель генерального директора по производству, поступил на завод инженером в 1973 году и тоже продержался здесь и в горячие времена, и в период застоя.
«После перестройки (серии политических реформ, последовавших за развалом Советского Союза) объем производства резко и существенно сократился… Мы занимались только ремонтом и техобслуживанием, и пытались удержать при себе квалифицированный персонал… Был упадок и стагнация», − говорит он.
Сейчас российское правительство не просто заказывает вертолеты для усиления собственной государственной армии, но вкладывает в производственные базы средства как национального, так и регионального бюджета – в качестве поощрительной меры для самих заводов, призванной подталкивать заводы к инвестированию в новые технологии и модели.
«Этот завод исторически был практически самодостаточен, но в последние несколько лет многое изменилось: если инвестируешь в новое производство, можешь рассчитывать на государственную поддержку», − говорит Борис Слюсарь и добавляет, что еще одной поощрительной мерой выступает возможность освобождения от налогов.
Усовершенствованию и редизайну существующих моделей в последние годы на заводе стало уделяться значительное внимание – имеется надежда, что такая постановка производственных задач поможет снизить риски аварий, наподобие той, в которой погибли семеро пассажиров в прошлом ноябре (тогда разбился Ми-8).