Во вторник авторитарный лидер Белоруссии Александр Лукашенко ослабил некоторые из введенных им финансовых ограничений, позволив курсу белорусского рубля колебаться более свободно — но только для банков и корпораций, а не для частных лиц.
В стране, в которой в прошлом году милиция и КГБ жестоко разогнали тысячи протестовавших против нарушений на выборах манифестантов, в числе которых были кандидаты от оппозиции, никого не удивляет, что финансовая свобода компаний, зачастую принадлежащих государству, ценится выше, чем свобода частных лиц. По правилам центрального банка, компании теперь смогут менять валюту по курсу, выходящему за пределы прежнего коридора, и получать, скажем, по 4300 белорусских рублей за каждый доллар, в то время как простой гражданин может получить за доллар в местных тщательно контролируемых банках только около 3000 рублей.
«Они по-прежнему не разрешают населению покупать по курсу межбанковского рынка. Думаю, что они боятся потерять контроль и столкнуться с массовым изъятием вкладов. В этом есть определенный смысл», - считает аналитик банка UniCredit Дмитрий Гуров.
Минск делает все возможное, чтобы предотвратить потерю валютных резервов и коллапс банковской системы. С начала года валютные резервы Белоруссии сократились больше чем на 20%. Недавно центральный банк повысил свою ставку рефинансирования до 13%, сославшись на необходимость удержать вклады в банковской системе в связи с растущей инфляцией потребительских цен.
Однако по оценкам Международного валютного фонда, инфляция в этом году все равно может достичь 12,9% в связи с ростом цен на промышленные товары и продовольствие на фоне ослабления рубля.
На фоне страхов перед инфляцией и падением курса рубля некоторые белорусы начали запасаться ключевыми товарами - такими как сахар, растительное масло или даже жетоны минского метро. В ответ власти ограничили количество жетонов, которое можно купить за один раз.
Г-н Лукашенко, возможно, сумеет благодаря девальвации национальной валюты и прочим мерам, которые он называет реформами, получить кредиты на сумму в 3 миллиарда долларов от России и других союзников, что предотвратит дефолт или финансовую катастрофу. Однако имидж Белоруссии как «острова мира и стабильности», который создавала его администрация, в любом случае пострадает, и его репутация внутри страны начнет портиться подобно его репутации за границей.