Неонацизм процветает во всей Европе. Несмотря на напоминания об ужасном прошлом, документы, фильмы и телесериалы, несмотря на предупреждения, учебники и правовые ограничения - зло опять угрожает.
Речь не идет о абстрактном понятии, определяющем поведение или убеждения определенной субкультуры. Нео-нацисты не живут в подземелье, не вылазят со своих убежищ когда наступает ночь. Они учителя, компьютерные специалисты, продавцы, музыканты ... Они могут быть нашими коллегами, соседями.
Прямое и косвенное влияние неонацистских организаций растет от Нидерландов и Бельгии, через «правый бастион» Центральной Европы - Австрии, Венгрии, Чехии и Словакии - до Балкан.
Все больше и больше парламенов, в созывах которых сидят ультраправые, получившие мандат благодаря поддержке нео-нацистов.
Во Франции неонацистские организации запрещены, но многие из них официально кроются за зарегистрированными ультраправыми группами, такими как «Третий путь» или «Новое сопротивление», которые выступают под лозунгом «Меньше «левизма»! Больше фашизма!»
В Италии организации, близкие нацистской идеологии, уже на протяжении десятилетий существуют как парламентские партии.
В послевоенной Германии под контролем союзников была проведена строгая «денацификация», но после объединения 1990-го года неонацистские группы становились все более популярными, особенно среди молодых людей из бывшей ГДР, которые питали ненависть к коммунизму и отвращение к славянам - в частности, полякам, - или туркам.
После запрета на производство нацистских пропагандистских материалов, они импортируются из США, Скандинавии, Венгрии или Италии. Изобретаются новые символы, асоциирующиеся со свастикой.
Самой сильной партией, которой приписывают эту ориентацию, является Национальная демократическая партия. Многие группы, которые выходят на поверхность, запрещаются, но тут же возникают новые.
Британские нео-нацисты представляют широкий фронт партий, которые прежде всего направлены на «чистку» общества от других этнических и религиозных групп.
Британская национальная партия Джона Тиндаля, обожающего Гитлера, которая открыто отрицает Холокост, возглавляет список по крайней мере дюжины таких партий – идеологических отпрысков Британского союза фашистов и национал-социалистов сэра Освальда Мосли, который был запрещен в 1940-х.
В Болгарии зарегистрировано пять партий неонацистской ориентации, в Греции две: Krisi avji (Золотой рассвет) и Mavros Krinos.
В Словакии члены неонацистской группы Slovenska pospolitost причастны к нападениям на цыган, а в прошлом году в Братиславе они помешали проведению первого гей-парада. Они поклоняются заместителю Гитлера Рудольфу Гессу, в Нови-Саде рука об руку с сербскими неонацистами отмечали очередную годовщину со дня рождения Генриха Гиммлера.
В венгерском парламенте откровенно неофашистская партия Jobbik, известная своей поддержкой идеи создания концентрационных лагерей для венгерских цыган, является партнером Fides, партии Премьер-министра Виктора Орбана. В сообщениях говорится, что существует по меньшей мере восемь секретных лагерей для постоянного обучения нео-нацистов, в том числе тренировочный лагерь экстремистского Венгерского национального фронта, предназначенный для кандидатов, которые докажут, что они не евреи или цыгане. Центр Визенталя предостерегает, что Венгрия «погружается в бездну расовой ненависти».
В соседней Австрии, родине Гитлера, где во время фашизма было зарегистрировано 500 тысяч нацистов, Партия свободы Хайнца Кристиана Штрахе поднимается к политической вершине благодаря различным неонацистским объединениям граждан. Нео-нацисты «лайт» согласно опросам общественного мнения сегодня набрали бы более 40% голосов - возрождая болезненные воспоминания о подъеме нацистов тридцатых годов прошлого века.
В Бельгии с 2004-го года доминирует нео-нацистская организация «Кровь, земля, честь и преданность», которая часто сталкивается с силами правопорядка.
От неонациста, с ненавистью
Воскресли и снова задирают голову. Готовятся к празднованию дня рождения Адольфа Гитлера.
Десять лет назад молодые приверженцы ультраправых были «наци-неудачниками». Сегодня, говорят, «вполне OK быть нациком». Результаты их выборов подтверждают это: пришло новое поколение молодых образованных нео-наци-активистов, готовых приступить к обязанностям.
Продаются СD, на которых светловолосые девочки умиленно поют о превосходстве белой расы. Создаются видеоигры, в которых нужно убить всякого темнокожего. Печатаются футболки с крипто-сообщениями. Основатель итальянской нео-нацистской группы Terca posizione (Третья позиция) Габриэле Адинольфи, ясно говорит: «Единственный способ сегодня стать фашистом - быть прагматичным».
Они в совершенстве владеют средствами комуникации 21-го века. Начиная с интернета и заканчивая концертами. Неонацистский музыкальный лейбл Panzerfaust Records успешно работает под девизом: «Мы не только развлекаем расистских детей, мы их делаем».
Они не верят СМИ и создают собственные информационные агентства и веб-сайты для распространения своих идей ненависти, расизма, гомофобии, антисемитизма...
Они - немцы, англичане, румыны, французы, русские, итальянцы, шведы... Крайние правые стали ведущей политической силой среди лиц в возрасте от 15 до 30 лет в Нидерландах, Австрии и Чехии. Их влияние возрастает.
Хотя нео-нацистская символика запрещена во многих странах, нормы, ценности, убеждения и цели этой субкультуры становятся глобальным явлением с растущим числом взаимосвязанных и организованных групп.
У нео-нацистов есть по крайней мере четыре крупных международных организации, чье членство в Европе насчитывает миллионы людей.
Уже более десяти лет они автобусами со всех стран Европы приезжают в Дрезден, чтобы годовщинами бомбардировки союзников 13 февраля 1945 года злоупотреблять для прославления нацистского Третьего рейха и проталкивать тезис о том, что «ни одна из сторон не была менее бесчеловечной, чем другая». Чешские нео-нацисты и шведские фашисты - дорогие гости на фестивалях, организованных Британской национальной партией. В марте этого года они маршировали в Вильнюсе в День независимости Литвы.
В Америке функционирует 158 активных неонацистских групп с тысячами членов и десятками тысяч сторонников. В Чили оскверняют синагоги и еврейские кладбища.
Последователи Гитлера осмелились появиться даже в Израиле, невзирая на шесть миллионов евреев, убитых их идолами во время Холокоста.