Официально Владимир Путин еще не выставил свою кандидатуру на будущие выборы президента России. Тем не менее, эта продемонстрированная премьер-министром сдержанность не помешала ему прописать стране лекарство на ближайшие десять лет (что как раз равняется двум президентским мандатам). «Стране необходимо десятилетие устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешенных на неоправданном подчас либерализме или социальной демагогии», - заявил вчера глава правительства во время ежегодного отчета перед Государственной Думой. Четырехчасовое выступление достигло своей цели, став последним перед парламентскими выборами декабря 2011 года и президентскими выборами 2012 года.
В ответ на вопрос обеспокоенного последствиями арабских революций депутата Владимир Путин заявил, что лишь поддержание «здорового социально-экономического иммунитета страны» может защитить ее от любой «квазиполитической инфлюэнцы». Предложенную им терапию он проиллюстрировал следующим образом: если инфляция (главный бич российской экономики) достигнет 7%, пенсии будут увеличены соответствующим образом благодаря нефтяным доходам. «В современном мире, если ты слаб, обязательно найдется кто-то, кто захочет приехать или прилететь и посоветовать - в какую сторону двигаться и навязать грубый диктат», - предупредил он. Оперируя множеством вырванных из государственного бюджета цифр и показателей, он пустился в долгие рассуждения и пообещал своим согражданам удвоить количество рабочих мест в течение десяти лет. Его главная задача – превратить Россию в одну из пяти крупнейших экономик мира (сегодня она стоит на 10 месте). К тому времени уровень ВВП на одного жителя должен достичь 35 000 долларов (при нынешних 10 500 долларов), обойдя показатели Франции и Италии. Тем не менее, такое сравнение по сути неверно: по данным МВФ, французский ВВП в расчете на одного жителя достиг в 2010 отметки в 40 000 долларов.
Соперничество с Дмитрием Медведевым
В то же время прозвучавший от Путина призыв к политической преемственности идет вразрез с либеральным курсом Дмитрия Медведева. Вчера глава правительства ни разу не упомянул о коррупции, этом хроническом недуге, о котором регулярно говорит президент страны. В настоящий момент окружения обоих политиков больше не пытаются скрыть существующие между ними расхождения и утверждают, что те, наоборот, их «обогащают». В частном порядке Белый дом возмущается опубликованными за последние несколько недель отчетами близких к Кремлю экспертных групп, которые утверждают, что его политические предложения «далеки от нужд россиян».
Первый очевидный раскол наметился во время военного вмешательства в Ливии: Путин выступил с резкой критикой операции, тогда как Медведев молчаливо ее поддержал. По информации источников из окружения Владимира Путина, решение воздержаться от голосования в Совете Безопасности ООН было принято президентом в единоличном порядке. С этой точки зрения, увязание коалиции в Ливии не может не нравиться приближенным Путина. Сегодня кремлеведы обсуждают возможность того, что Медведев возьмет под контроль близкую к правящим кругам партию «Справедливая Россия», чтобы воспользоваться ей как трамплином в президентской гонке. В то же время обладающая подавляющим большинством голосов в Государственной Думе «Единая Россия» неустанно повторяет, что у нее может быть лишь один единственный лидер – Владимир Путин.