Теперь все официально. Франция, Великобритания и Италия, то есть три страны, которые предоставили больше всего ресурсов для коалиции в Ливии, намереваются отправить мятежникам своих военных советников.
Сколько?
Франсуа Баруэн (François Baroin) говорил, что Франция отправит «меньше десяти», официальный представитель британского МИДа сказал: «меньше двадцати», а Риме заявили: «десять». То есть всего их будет меньше сорока. Кроме того, благодаря недавнему откровению Бернара-Анри Леви (Bernard-Henri Lévy) нам стало известно, что при Национальном совете Ливии уже несколько месяцев находится по крайней мере один офицер от каждой страны.
С какой целью?
Каждая страна использует собственные определения. Итальянцы говорят об «инструкторах», англичане – о военных «советниках», а более сдержанные французы – об «офицерах связи». Что скрывается за тремя этими терминами? По официальной версии, речь идет о расширении находящихся в стране дипломатических миссий. Однако такое число людей все же выглядит явно избыточным для столь скромных миссий. Таким образом, несмотря на все запоздалые отпирательства тех и других, можно сделать вывод о том, что эти сторонники будут тем или иным образом участвовать в подготовке «настоящей» армии мятежников или, по крайней мере, обеспечивать ее координацию с НАТО. Будут ли они «подсвечивать» цели для бомб с лазерным наведением, чем обычно занимаются отряды спецназа? Все европейские столицы сохраняют молчание. И всячески отрицают то, что речь может идти о подготовке к высадке значительных наземных сил.
Это законно?
В резолюции 1973 открыто запрещается использование «иностранных оккупационных сил». То есть все три столицы спокойно могут говорить, что для присутствия этих инструкторов или офицеров связи, которые, разумеется, никак не могут оккупировать страну, не существует какого-либо формального запрета. Кроме того, источник в дипломатическом корпусе сообщил, что в действительности параграф об «иностранной оккупации» в резолюции 1973 предназначался в первую очередь для Египта: в тот момент некоторые опасались военного вмешательства со стороны Каира для помощи множеству живущих в Ливии египтян. Тем не менее, вполне возможно, что государства, которые отказались голосовать по резолюции (прежде всего Китай и Россия), скажут, что такое решение идет вразрез с духом, если не буквой резолюции. Небезынтересной может оказаться и реакция Германии, которая также предпочла воздержаться. Станет ли она критиковать трех своих европейских соседей? Маловероятно.
Ален Жюппе действительно против?
Во время состоявшегося вчера обеда в Ассоциации дипломатической прессы Ален Жюппе (Alain Juppé, глава МИД Франции) действительно заявил, что настроен «решительно против» отправки наземных сил. Тем не менее, он отвечал на вопрос о пресс-релизе председателя комитета по иностранным делам Акселя Понятовски (Axel Poniatowski), который требовал, чтобы Франция направила в Ливию отряд особого назначения численностью от 200 до 300 человек. Так что вряд ли он имел в виду этих «офицеров связи», тем более что, как мы говорили, несколько из них уже находятся в стране. Хотя, конечно, на 100% уверенным здесь быть нельзя…