Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кувейту грозит вторжение

© AFP PHOTO/THIRD ARMY PUBLIC AFFAIRS OFFICES/HOКувейту грозит вторжение
Кувейту грозит вторжение
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кувейт предпринимает смелые шаги, которые могут угрожать его суверенитету. Он отправил свой маленький флот к Бахрейну, чтобы поддержать авантюру Саудовской Аравии, борющейся с мирными шиитскими манифестантами. Он обвинил Иран во вмешательстве в свои внутренние дела и во внутренние дела Бахрейна и выслал ряд иранских дипломатов.

В 1970-х годах в Саудовской Аравии был популярен анекдот про Кувейт, звучавший примерно так: король Фейсал попросил членов своего кабинета узнать, что думают великие державы о какой-то стоявшей перед королевством проблеме, и доложить ему. На следующем заседании правительства, министр иностранных дел рассказал о позиции США, министр финансов обсудил советскую позицию и так далее. Когда все отчитались, Фейсал заметил, что они забыли одну из великих держав. «Что это за держава?» - спросили удивленные министры. «Это Кувейт», - ответил король.

Когда Саддам Хусейн в 1991 году (так в тексте, на самом деле, в 1990 году, - прим перев.) вторгся в Кувейт, в регионе это мало кого удивило. Почему? Дело в том, что войну Саддама с Ираном финансировали Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. После Ирано-иракской войны Саддам серьезно нуждался в деньгах на восстановление вооруженных сил и страны. Саудовская Аравия быстро объявила свой кредит подарком, однако Кувейт на переговорах в Джидде занял другую позицию. Он потребовал, чтобы ему вернули деньги, и начал обсуждать размер процентной ставки. Более того, кувейтцы, поощряемые Саудовской Аравией, превышали свою квоту добычи нефти, установленную ОПЕК. Саддам, нуждавшийся в нефтяных деньгах, был этим очень недоволен. Лидер Ирака – справедливо или нет – считал, что он воюет с Ираном, в том числе, и для того, чтобы защитить своих богатых арабских братьев от мулл из Тегерана. Вторгнувшись в Кувейт, он ожидал, во-первых, что Вашингтон не придет на помощь эмирату, и, во-вторых, что он сможет наложить руку на заграничные активы Кувейта, что решило бы финансовые проблемы Ирака. Главной ошибкой Саддама было, разумеется, то, что он неправильно оценил реакцию США— реакцию, которая могла бы оказаться совсем другой, ограничься он лишь частью Кувейта (что позволило бы ему получить больше доступа к Персидскому заливу), или же войди он в богатую нефтью Восточную провинцию Саудовской Аравии, вместо того, чтобы останавливаться на границах королевства в надежде, что США сочтут его хорошим мальчиком! После освобождения Кувейта, Ирак, как и полагается интервенту, был объявлен агрессором и оказался вынужден платить репарации.

Сейчас Кувейт опять предпринимает смелые шаги, которые могут угрожать его суверенитету. Он отправил свой маленький флот к Бахрейну, чтобы поддержать авантюру Саудовской Аравии, борющейся с мирными шиитскими манифестантами. Он обвинил Иран во вмешательстве в свои внутренние дела и во внутренние дела Бахрейна и выслал ряд иранских дипломатов. Он помешал Ираку восстановить национальную авиакомпанию, наложив арест на несколько иракских самолетов в других странах. Да, безусловно, Ирак должен Кувейту репарации, но это явно не лучший способ добиваться от сильного соседа выплаты долга (тем более, что Иран, напротив, простил Ираку все репарации, возложив вину на войну исключительно на Саддама Хусейна). Мягко говоря, Кувейт без всякого смысла разозлил и Иран, и Ирак и привлек к себе их внимание.

Однако сейчас, в 2011 году, обстановка в Персидском заливе совсем не та, что в 1991 году. Саддама сменил возглавляемый шиитами и тесно связанный с Ираном режим. Соединенные Штаты находятся в тяжелом положении как с военной, так и с финансовой точки зрения, что сильно ограничивает их способность вступаться за своих друзей. Кувейту следовало бы вести себя осторожнее.

Кувейту стоит задать себе постой вопрос: соответствуют ли его национальным интересам – с учетом новой ситуации в персидском заливе – выступления против Ирана и Ирака (в частности в поддержку Саудовской Аравии)? Если Саддам еще в 1991 году счел захват Кувейта выгодным мероприятием, сегодня для Ирана и Ирака расклад выглядит еще привлекательнее, особенно на фоне практически нулевого риска американского вмешательства. Конечно, Ираку нужно время для того чтобы восстановить армию и экономику - а также для того, чтобы из него ушли остатки американских войск. Однако пяти лет на это вполне должно хватить. Между тем в течение трех лет Иран, по всей вероятности, обзаведется небольшим ядерным потенциалам. Иран и Ирак явно не будут молча терпеть унижения от Кувейта или от Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Кувейту имеет смысл осознать, что ни по географическому положению, ни по размеру он – явно не Саудовская Аравия, и что от нового вторжения Эр-Рияд его защитить не сможет.

Таким образом, вероятность вторжения Ирана или Ирана вместе с Ираком в Кувейт в течение ближайших трех-пяти лет очень высока. Вторжение Саддама выглядело менее вероятным. Причем на сей раз единственными защитниками эмирата могут оказаться неиспытанные в бою армии его собратьев по Совету сотрудничества. Похоже, Кувейт - сам себе злейший враг.