Продолжая дискуссию о будущем энергетики Латвии и о терминале для сжиженного газа (ТСГ), Diena предоставляет слово депутату Европейского парламента (ЕП) Кришьянису Кариньшу («Новое время» - Партия европейских наций), который работает в комитете ЕП по промышленности, исследованиям и энергетике, и которого президент Itera Latvija Юрис Савицкис в интервью Diena (18.04.2011) обвинил в деятельности «в пользу других народов» на Западе.
- Вы агент Запада?
- В Латвии борьба между Востоком и Западом – пройденный этап. Государство при очень явном большинстве решило идти западным путем развития. Время от времени появляющаяся дискуссия об ориентации Латвии устарела. Это решено уже давно.
- Как вы все же прокомментируете сказанное Юрисом Савицкисом о вашей деятельности в интересах «других народов»? Какими они гипотетически могут быть в контексте нашего ТСГ?
- Прежде всего, следует отбросить наивность о господине Савицкисе. Он не является избранным должностным лицом, защищает не народ, а интересы конкретного предприятия Itera. Itera – часть Газпрома с верхушкой в Москве, в Кремле. Интересы этого предприятия - продать как можно больше сырья по высокой цене - заслуживают уважения.
Мои интересы как политика в том, чтобы нам как государству было лучше. В энергетике - это стабильные цены и поставки, и ключ к этому – содействие конкуренции. Ради этого обязательно нужно переломить нашу 100-процентную зависимость в сфере импорта газа из России.
- Контраргумент – Россия по трубопроводам гарантирует более стабильные и дешевые поставки газа.
- Кроме цен на сырье и конкуренции, есть и другие важные компоненты, которые нужно развивать. Кроме экономии энергии, что, может быть, даже является приоритетным, важны также диверсификация поставок и подключение к общим сетям, и сюда вписывается терминал для сжиженного газа. Затем также развитие использования местных возобновляемых ресурсов - солнце, ветер, биомасса, вода. О ветре и солнце мы знаем только цену поставок в будущем – ноль. Природа – наш самый надежный поставщик. Вопрос только в том, как к этому добраться.
Что касается ТСГ, важна также революция последних лет в энергетике в связи со сланцевым газом. Америка в течение трех лет из зависящего от импорта газа государства превратилась в самодостаточное и даже в экспортера газа. На газовой бирже и на танкерах, которые плавают в океанах, имеются большие резервы газа при меньшем количестве покупателей. Недавно цена на сжиженный газ на бирже была наполовину ниже, чем на трубопроводный газ.
- Однако она очень колеблется и не соответствует вопросу о стабильности цен.
- Важнее нечто иное. Если бы у нас был терминал для сжиженного газа, была бы возможность, руководствуясь выгодой, приобретать приблизительно пятую часть необходимого нам газа - из Катара, Саудовской Аравии, хотя бы из США – на бирже. Одна лишь эта пятая часть в общем объеме удержала бы цену на оставшиеся четыре пятых. Мы платим за газ примерно на 30% больше, чем немцы, именно из-за изоляции и отсутствия конкуренции.
- Есть ли какая-то альтернатива терминалу для сжиженного газа?
- Если только трубопроводное соединение между Литвой и Польшей. В смысле безопасности, если по какой-то причине мы не сможем получать природный газ из Инчукалнса (подземное газохранилище в Латвии – прим. переводчика), где он хранится в объеме примерно необходимого нам на два года потребления, то по этому трубопроводу можно будет закачивать в нашу систему газ из Западной Европы. Но это не создаст конкуренцию – только определенную безопасность. Терминал для сжиженного газа даст и то и, и другое – безопасность и конкуренцию.
- Кто за это заплатит?
- В ЕП сейчас продвигается доклад об усовершенствовании общей европейской электро- и газовой сети. Дискуссия о приоритетах, а именно: какие проекты могут получить публичное финансирование, и я активно работаю над тем, чтобы рижский терминал для сжиженного газа был в их числе. Коллеги согласны, что в Европе нужно ликвидировать «энергоострова». Цель ЕС – единая энергосеть как предварительное условие для единого энергорынка и максимально низких цен, которыми не сможет манипулировать какая-то монополия. Поэтому ликвидация изолированности стран Балтии логична, и для этого нужно получить политическую поддержку и финансирование ЕС, что стало бы опорой и для других инвесторов, кем бы они ни были. Но, разумеется, не из России, что было бы совершенно нелогично.
- Литовцы, которые говорят о терминале местного значения в Клайпеде, поддержат такой региональный проект?
- Как господин Савицкис логично аргументирует интересы Газпрома, аналогичным образом поступают и литовцы, но это, по-моему, больше направлено на борьбу за их собственный электорат: вот, как мы заботимся о своих. ЕС поддержит только один проект.
- Как добиться, чтобы они поддержали проект рижского терминала для сжиженного газа?
- На политическом уровне мы активно говорим с литовцами и эстонцами. И политической будет также договоренность, что бы они ни говорили публично сегодня. На стороне рижского терминала аргументация как с точки зрения географии, так и инфраструктуры.
Перевод: Лариса Дереча