- Революционные события, происходящие на Ближнем Востоке, могут повлиять на позицию ЕС в отношении стран-членов «Восточного партнерства». Считаете ли вы возможным ужесточение требований ЕС к этим странам?
- Да, я думаю, что из-за событий, происходящих в арабском мире, ЕС пересмотрит свою политику в отношении всех авторитарных режимов. Несомненно, отношения с каждой страной будут рассмотрены в отдельности. Правдивость подхода «стабильность важнее развития» сегодня уже вызывает большие сомнения.
- На ваш взгляд, существует ли вероятность повторения событий, происходящих в арабском мире, в нашем регионе, принимая во внимание и наше внутреннее недовольство властями?
- Делать конкретные прогнозы сложно. Я согласен, что существуют параллели между текущими событиями в арабских странах и проблемами в странах Южного Кавказа, но большое недовольство - это еще не повод для революции. Важно существование конкретной цели и поддержка широких слоев общества.
- Чем Южный Кавказ может интересовать Европу, кроме газопроводов и нефти?
- Южный Кавказ может играть не только географическую, но и важную геополитическую роль в стабилизации Ближневосточного региона и развитии Черноморского бассейна.
- У ЕС особое отношение к Южному Кавказу, и здесь он преследует свои собственные интересы. Являясь членом ЕС, преследует ли Германия свои собственные интересы в регионе и, в частности, в Армении, или они совпадают с общими интересами ЕС?
- Южный Кавказ имеет большое значение для Германии, как транзитный коридор для транспортировки энергетических ресурсов из Каспийских регионов в Центральную Азию. Я считаю проблематичным то, что ни Германия, ни ЕС не имеют четкой и ясной стратегии в отношении Южного Кавказа, и поэтому в германо-европейской политике не хватает ясности. Безусловно, Германия заинтересована в формировании демократических институтов в Армении, однако, в целом, для Германии, Армения имеет самое малое значение на Южном Кавказе. Из-за нынешней ситуации в Нагорном Карабахе и затянувшегося процесса по нормализации армяно-турецких отношений, в ближайшем будущем Армения не может рассматриваться как транзитная страна для транспортировки энергетических ресурсов. В Германии Армения рассматривается в качестве стратегического партнера России. Зависимость Армении от России, на мой взгляд, уменьшает привлекательность Армении для немецких инвесторов.
- На данный момент в вопросе урегулирования Карабахского конфликта главную роль играет Россия, затем США, а Евросоюз, кажется, пока не прояснил свою роль.
- Причина, на мой взгляд, заключается в том, что ЕС до сих пор не имеет четкой, общеевропейской стратегии в отношении Южного Кавказа.
- Многие эксперты считают, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта откладывается, так как власти Армении и Азербайджана не демократичны и не доверяют друг другу. По вашему мнению, может ли решиться какой-либо конфликт в условиях отсутствия демократических институтов, и как вы оцениваете усилия властей Армении и Азербайджана в направлении демократизации своих стран?
- Авторитарные страны могут прийти к некоторому консенсусу, но без создания демократических институтов достичь окончательного разрешения конфликтов невозможно. О дефиците демократии в Армении и Азербайджане знают все, в обеих странах необходимо приложить больше усилий для установления верховенства закона и независимого правосудия. Кроме того, власти должны создать благоприятные условия для гражданского общества и развития независимых СМИ.