В четверг Генеральная прокуратура Швейцарии объявила о начале расследования по фактам отмывания денег в швейцарском банке Credit Suisse Group, согласно жалобе фонда Hermitage Capital после возникшего в России мошеннического скандала.
Речь идет о предполагаемом хищении сотен миллионов долларов фонда Hermitage Capital российской милицией, налоговыми чиновниками и другими заинтересованными лицами.
Новые факты предполагаемого мошенничества и использование счетов швейцарского банка Credit Suisee были освещены в последнем выпуске журнала Barron’s.
«В связи с необходимостью соблюдать конфиденциальность и обеспечивать работу следовательской группы, никаких данных сообщить на данном этапе расследования мы не можем. Особенно это касается информации о предпринимаемых действиях или о совершенных находках», - сообщил в официальном письме представитель швейцарской прокуратуры изданию Wall Street Journal.
Первоначальные обвинения в мошенничестве последовали от юриста фонда Сергея Магнитского, который скончался в тюрьме. Он сообщил прокуратуре, что раскрыл мошенническую схему, с помощью которой чиновники Министерства внутренних дел России незаконно завладели тремя дочерними компаниями фонда.
Магнитский дал показания прокурорам в октябре 2008, а после обширного интервью журналу Business Week был арестован теми же милиционерами, на которых он писал жалобу. В течение года, согласно его письмам в прокуратуру и милицию, условия его содержания ухудшались с целью заставить признать, что схема махинации принадлежала ему и владельцу фонда Heritagе.
После серьезной болезни Магнитский скончался 16 ноября 2009, став для многих мучеником за свое сообщение о факте коррупции и незаконной деятельности. На прошлой неделе американский законодатель представил проект закона, по которому предлагается ввести экономические санкции в отношении тех, кто не предоставил адвокату надлежащую помощь.
Билл Браудер, основатель фонда Heritage Capital, когда-то крупнейшего иностранного инвестора в России, требует наказаний за смерть Магнитского.
«Невозможно добиться какого-либо настоящего расследования в России», - заявил Браудер в ходе телефонного интервью агентству Bloomberg News. «Крайне важно, что западный правоохранительный орган озаботился данной проблемой, и расследование начато».
Согласно расследованию Barron’s, милиция рейдерски захватила российские офисы фонда Hermitage в июне 2007. В ходе расследования одного из инвесторов фонда милиция изъяла корпоративные печати и сертификаты российских дочерних компаний фонда, что дало право обладателю на корпоративные действия.
Данные изъятые вещи попали к судимому убийце по имени Виктор Маркелов, который использовал их, действуя от имени фонда. В декабре 2007 года он подал заявку на налоговый возврат на сумму в 230 миллионов долларов, которая была одобрена за один день главой налоговой инспекции Москвы Ольгой Степановой. Она никогда не проходила по делу фонда, согласно представителю Министерства внутренних дел. Издание Barron’s не смогло добиться комментариев от Степановой.
Часть налогового возврата была переправлена на только что открытые счета в Москве, откуда они исчезли до февраля 2008 года, когда в России началось расследование, согласно данным издания Barron’s. Деньги так и не найдены. Представитель МВД сообщил Barron’s, что все существенные доказательства по делу были уничтожены в результате аварии и последующего взрыва грузовика, их перевозивших в 2008 году.
Браудер предоставил изданию Barron’s данные о компаниях на Кипре, которыми владеет бывший муж Степановой. Согласно данным, вскоре после одобрения налогового возврата, на два секретных счета в отделение Credit Suisse в Цюрихе было переведено 10,9 миллионов долларов.
Степанова и ее муж, согласно закону, предоставили отчет о совместных доходах, которые составляли около 50 тысяч долларов в год, но счета использовались для покупок вилл на побережьях Черногории и Дубае. Супруги проживают в загородном доме стоимостью 20 миллионов долларов, недалеко от Москвы, согласно данным издания.
После предоставления информации изданию, Браудер составил жалобу о деле отмывания денег со швейцарским банком и Генеральной прокуратурой страны. Согласно местным законам, банк заморозил данные счета до тех пор, пока власти не решат, что делать дальше.
Представители Credit Suisse отказались что-либо комментировать Wall Street Journal, заявив в официальном письме, что «действуют согласно законам в отношении отмывания денег, финансирования террористов и прочее».
«Согласно закону, мы обязаны проводить комплексную юридическую оценку клиентов, проверять и сообщать о любых подозрительных действиях», - заявила в обращении представитель банка Салли Рубери. «Мы уверены, что у нас хорошая система контроля с необходимыми внутренними механизмами регулирования. Банк Credit Suisse серьезно относится к любым возможным обвинениям в несоблюдении жестких стандартов».