Запад всегда проявляет слабый интерес к международным инициативам, если исходят они не от него. Французы и сами уже чересчур погрязли в собственном эгоцентризме. На прошлой неделе в китайской провинции Хайнань состоялся саммит БРИКС (в нем приняли участие лидеры Бразилии, Индии, Китая, России и Южной Африки), ставший, как мне кажется, признаком серьезных изменений в процессе глобализации: то, что раньше было глобальным и объединяющим движением, становится сложным и значит многосторонним явлением.
Участники Боаоского азиатского форума, среди которых находилась лишь горстка представителей Запада, ознакомились с выводами этого стратегического саммита в обстановке полного безразличия со стороны развитых государств. В этом и кроется ошибка Запада. Ведь эта «большая пятерка» явно намеревается занять подобающее ей место в системе мирового управления, как с помощью дипломатии, так и экономических связей.
С учетом высоких темпов роста, грамотной бюджетной политики (как, например, в Бразилии» и наличия значительных финансовых резервов (в первую очередь в Китае) этот «блок» прекрасно понимает, какие «услуги» оказывает мировой экономике.
Особо тут стоит отметить следующее:
- Эти пять государств возглавляют пять мировых лидеров, которые повсеместно известны и признаны на мировой арене. Каждый из этих пяти лидеров обладает влиянием как на своем континенте, так и в мире. Всего на них приходится почти половина планеты. В рамках мирового «правительства», где так ценится сильное лидерство (к которому постоянно стремятся Барак Обама, Николя Саркози, Ангела Меркель и т.д.), развивающиеся страны тоже не хотят остаться в стороне. Лидерство отныне доступно для всех.
- Страны БРИКС, по-видимому, придерживаются общей программы:
Солидарность. Вместе они хотят добиться реформы международной финансовой и валютной системы: «Мы не можем позволить иностранному капиталу появляться и уходить, как ему вздумается». Подобная солидарность выглядит взаимной: мы слышали, как Китай выступил за вступление России в ВТО. Они идут по пути создания общих проектов, в рамках которых творческая иммиграция станет важным и значит законным явлением.
Инфляция. На беспокойство Китая накладываются опасения Бразилии: по итогам года инфляция в стране составила 6%. Страны БРИКС намереваются расширить сотрудничество для совместной борьбы с этим общим злом. Кроме того, эта проблема существенна и для Европы, при том что у нас ситуация осложняется еще и значительным долгом.
Экономический рост. Все страны «пятерки» заняты поиском путей для «нового роста»: они хотят, чтобы развитие их экономики требовало меньше ресурсов и не создавало такого неравенства, как традиционная европейская модель. XII китайский план предлагает «зеленое» (экономия энергоресурсов, использование возобновляемых источников энергии, зеленые города...) и социальное развитие (жилье, социальное обеспечение, здравоохранение...), на чем сходятся все страны группы.
Как и лидерство, процесс устойчивого развития не является чей-либо «собственностью».
Мир, последний в списке, но не по своей важности вопрос. Саммиту БРИКС предшествовал призыв китайского лидера Ху Цзиньтао к прекращению огня в Ливии. Развивающиеся страны хотят идти по мирному пути и действуют как миротворцы. Это заявление приобретает особую значимость по контрасту с поведением Запада, который участвует во множестве военных операций по всему миру.
Тем не менее, такая стратегия БРИКС не должна создать особых проблем для французской дипломатии, которая уже давно выступает за реформу системы мирового управления. И смогла установить отличные отношения с каждой из этих стран.
Как и Китай, Франция ставит себя сразу в несколько кругов, в точках соприкосновения которых она пытается найти позиции в соответствии со своими убеждениями и интересами.
Все это свидетельствует о необходимости более целостного подхода к глобализации и смене приоритетов нашей внешнеполитической деятельности в пользу экономической дипломатии.
Жан-Пьер Раффарен - бывший премьер-министр Франции и заместитель председателя Сената.