Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лукашенко: основа выживания

Лукашенко чувствует себя "на коне", раскрыв теракт

© REUTERS/Gleb Garanichалександр лукашенко
александр лукашенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
При коммунизме в Чехии цинично говорили, что все не так плохо, чтобы могло быть еще хуже. Сегодня эти слова подходят белорусам. После бесконечных 17 лет у власти их правитель-диктатор Александр Лукашенко в небывалом подъеме, и не похоже, что он собирается уходить. Отчасти здесь виной и события последних недель: принесший жертвы взрыв в минском метро и его очень быстрое раскрытие белорусской полицией.

При коммунизме в Чехии цинично говорили, что все не так плохо, чтобы могло быть еще хуже. Сегодня эти слова подходят белорусам. После бесконечных 17 лет у власти их правитель-диктатор Александр Лукашенко в небывалом подъеме, и не похоже, что он собирается уходить. Отчасти здесь виной и события последних недель: принесший жертвы взрыв в минском метро и его очень быстрое раскрытие белорусской полицией.

Талант


Все белорусские выборы за два последних десятилетия сопровождала особая атмосфера, которая отличается от безнадежной апатии чешской нормализации. Это смешение отчаяния и оптимизма. Критически настроенная часть белорусского общества уже долго утешается тем, что невозможно, чтобы их страна осталась единственной европейской диктатурой и что власть Лукашенко не может длиться вечно. В этом им всегда помогал и сам Лукашенко, который для многих такая же комичная фигура, какой для чехов когда-то был Милош Якеш (Miloš Jakeš). Он был главой госимущества, у него смешная прическа, забавный глухой голос, он часто произносит совершенно тривиальные вещи и глупости, над которыми интеллектуалы любят посмеяться. Его самые глупые высказывания несколько лет назад даже можно было прочитать в маленьком сборнике.

Только проблема в том, что Лукашенко показал себя и как непобедимый талантливый диктатор. С начала он не правил с помощью грубой силой, через постепенное отсечение гражданских прав он сумел практически парализовать своих оппонентов. Он не пускает их в государственные СМИ, зато сам там устраивает скандалы, касающиеся оппонентов, неправительственным организациям он мешает работать с помощью разных бюрократических препятствий, забирает у них компьютеры, не позволяет им принимать деньги из-за границы и так далее.

Он нетерпимо относится к уличным проявления несогласия и выборы организовывает так, чтобы при необходимости их можно было фальсифицировать. Может быть, в этом и нет особой необходимости. Белоруссия - не Советский Союз 80-х годов, где никто не мог даже пикнуть, тем не менее, публичная критика Лукашенко ограничивается крупнейшими городами и группой интеллектуалов и молодых людей, которые к тому же никогда не могли договориться об общем плане действий, например, на президентских выборах.

Организованность

То, что в 90-е годы могло казаться временной проблемой, сегодня кажется постоянный параличом, над которым уже мало кто смеется. Последние (уже четвертые) президентские выборы в декабре прошлого года Лукашенко опять выиграл (по официальным данным, получив 80% голосов). В традиционных волнах демонстраций, которые обычно следуют за явно сфальсифицированными выборами, в Минске участвовали привычные «тысячи» человек, но, по мнению присутствовавших, людей было больше, чем в прошлые годы. Согласно доступным свидетельствам, выразить протест пришли и люди из так называемой серой зоны, которые раньше боялись за свое место или за учившихся детей.

Реакция режима и близко не была похожа на то, что Лукашенко мечтает улучшить отношения со своим соседом – Евросоюзом. Полиция поназадерживала 600 человек, которые одну-две недели провели в камере. Выйдя на свободу, они говорили о побоях и страшном холоде, который им приходилось переносить в камерах. Многих из них потом уволили с работы. Полиция избила и арестовала семь из девяти соперников Лукашенко на выборах. Ряд активистов остаются за решеткой до сих пор. Василий Парфянков, член избирательной команды одного из оппозиционных кандидатов, уже был осужден к четырем годам лишения свободы и высокому штрафу якобы за организацию «беспорядков».

Но на этом все не заканчивается. Полиция и КГБ, как до сих пор называется белорусская спецслужба, проводят рейды в офисах оппозиционных газет и неправительственных организаций. Лукашенко уже в январе во время своей инаугурации сообщил, что не допустит ничего такого, как революция в Грузии (2003) и на Украине (2004). После того как вспыхнула революция в Египте, он посетил казармы и заявил, что не будет колебаться в вопросе использования армии, если что-то подобное произойдет в Белоруссии.

После взрыва в минском метро оппозиция начала опасаться, что теракт Лукашенко использует для дальнейших репрессий. Это все еще возможно. И хотя с помощью записей видеокамер полиция поймала, как говорят, сумасшедшего человека, который хотел видеть, как умирают люди, никаким оппозиционным активистом он не был. Лукашенко, конечно, на совещании правительства (которое показывало телевидение и на котором никто кроме президента не произнес ни слова) заявил, что он ждет ответственного отношения к родите от всех белорусов. В подаче глав коммунистических режимов это обычно означало лояльность к ним самим, можно ожидать, что это имеет в виду и Лукашенко. «Строгий порядок и организованность – это основа выживания», - заявил Лукашенко.

ЕС и Россия

Все это, конечно, важно и для ЕС, у которого отталкивающий режим Лукашенко сразу за забором. За последние два года несколько европейских политиков были за более дружелюбный подход, но теперь после новой волны репрессий Лукашенко такое отношение меняется. ЕС возобновил санкции и запрет въезда на свою территорию распространил еще на 120 функционеров Лукашенко. «В настоящий момент обсуждаются санкции, прежде всего, экономические, замораживание счетов номенклатурных кадров и меры, направленные против компаний. «За» группка стран во главе со Словакией и Великобританией, но большинство стран ЕС «против» с тем аргументом, что это слишком сильно отразится на обычных белорусах», - говорит Эндрю Реттман (Andrew Rettman) из издания EU Observer.

На принимаемое ЕС решение также влияет отношение России, которая ведет свою игру. И хотя она держит Лукашенко в стороне, в роли того, кто гарантированно отпугнет ЕС от Белоруссии, он России подходит. Русские, одни из немногих, поздравляли Лукашенко с очередным избранием и обещали ему кредиты, от которых ЕС отказался.