Политика Европейского Союза по отношению к Восточной Европе в последние два десятилетия была провальной, сразу по нескольким направлениям. Несмотря на значительные усилия западной политической элиты в отношении руководства Москвы, Россия стала сторонником антидемократических тенденций.
Консолидировав авторитарный режим внутри страны, Кремль теперь занимается тем что стабилизирует и закрепляет путинистскую модель вокруг Российской Федерации.
Белоруссией и Россией, по состоянию на данный момент, правят более или менее автократичные режимы уже годы. В пост-оранжевой Украине совсем иная ситуация. А сейчас, разумеется, можно наблюдать в Киеве авторитарные тенденции, которые напоминают регресс Белоруссии с 1994 года и России с 1999.
Однако попытки централизации, предпринимаемые новым украинским президентом Виктором Януковичем, наталкиваются на разнообразное и многочисленное сопротивление.
Телеканалы защищают независимость своих новостей и политических обсуждений. Обилие различные социальных групп - националистские партии, организации по защите прав человека, предпринимательские ассоциации, феминистские активисты, и т.п. - заявляют о своем несогласии с политикой Януковича каждую неделю.
Более того, новое руководство, при всей своей пророссийской ориентации, по-прежнему хочет, чтобы Украина стала полноценным членом Европейского Союза.
Это и кое-какая другая специфика делают Украину сегодня страной, которая остается отличной от своих северо-восточных соседей. Подобная украинская специфика также имеет большие последствия для европейской политики и евразийской безопасности.
Украина одновременно играет роль и наиболее важного «братского народа», и крупнейшего имперского искушения постсоветской России. Будущее самовосприятие России - либо как предельно насыщенного национального государства, либо как возрождающейся империи - будет прежде всего зависеть от хода развития Украины.
Если Украина вернется в орбиту российского влияния, Москва вновь будет рассматривать себя в качестве стержневого элемента для огромной территории и центра, который, тем или иным образом, контролирует большую часть северной Евразии.
Если Украина, с другой стороны, не только на словах, но и на деле начнет существенно сближаться с западным сообществом государств, кремлевские правители тем не менее все равно будут контролировать крупнейшее государство в мире. Однако русские тогда останутся наедине с самими собой.
Подобная совокупность факторов влечет за собой важную политическую возможность для Запада касательно оформления рамок будущего треугольника отношений между Евросоюзом, Украиной и Россией.
Из-за тесных отношений и разнообразных контактов между украинцами и русскими успешная редемократизация Украины произведет более глубокое впечатление в России, чем различные модели, советы и требования, которые Запад представляет Кремлю в течение последних двадцати лет.
Если украинцы смогут продемонстрировать, что огромная восточная славянская и православная постсоветская страна способна построить и поддерживать реальную демократию - это будет дело всеевропейской важности. Это также создаст более весомый аргумент для обновленной демократизации Российской Федерации, чем многочисленные соответствующие призывы со стороны Евросоюза и США в прошлом.
Россия должна, в свете своих размеров (территориально) и геополитической важности, конечно оставаться на экране радара западной дипломатии. Что, однако, уже запоздало, так это перенаправление фокуса внешней политики со стороны тех, кто принимает политические решения в Вашингтоне, Брюсселе и Берлине. Российские вопросы не должны отныне поглощать бОльшую часть внимания западных игроков, занимающихся восточноевропейскими делами.
Вместо этого ЕС и государства-члены союза должны в своей будущей восточноевропейской политике концентрироваться на той стране, которая тоже важна в географическом плане, по-прежнему открыта к западным советам, и является явно и открыто проевропейской - Украине.
Рано или поздно повышенное внимание со стороны Европейского Союза в отношении экономического потенциала, внутренних дел и международной политики Украины поспособствует значительным внутренним переменам в Киеве. Прогресс политического развития и европейской интеграции Украины, в свою очередь, окажет соответствующий эффект на российскую внутреннюю политику, и тем самым косвенно и на отношения Москвы с Брюсселем, Вашингтоном и Берлином.
Несмотря на различные отходы и отскоки прошлого года, на Украине по-прежнему существуют важные предварительные условия для нового поворота в сторону европеизации. А вот чего не хватает, так это целевой поддержки, со стороны Запада, таких ростков внутри общества, а также политической и интеллектуальной элиты Украины.
Основная причина такого упущения - это в общем и целом низкий интерес со стороны как национальных, так и европейского уровня западных политиков к Украине. Их отношения с украинскими властями и с украинским гражданским обществом часто носят эпизодический характер или ограничиваются дипломатическими тонкостями.
Это результат периферийного статуса Украины как в восточной политике Евросоюза и государств-членов оного, так и в международном мышлении их политических и интеллектуальных лидеров. Украина зачастую рассматривается как один из многих объектов или даже белое пятно в рамках новой институциональной конфигурации европейского континента в XXI веке.
На самом деле, Украина играет решающую роль для будущего Европы. Ее судьба не только определит, станет ли реальностью «Общий европейский дом», некогда предложенный Михаилом Горбачевым, или нет. Евросоюз не сможет достичь своих первейшей необходимости целей устойчивой безопасности укрепляющего доверия сотрудничества на евро-азиатском пространстве, не взяв под свое крыло Украину.
Демократизация Украины будет представлять собой шанс продемонстрировать российской элите и российскому обществу соответствующую релевантную модель для развития в своей собственной стране. Если эта стратегия окажется успешной, это также может заложить основы прочного и длительного партнерства, и возможно, даже для единых общественных ценностей между Россией и Европейским Союзом в XXI веке.
Андреас Умланд (Andreas Umland) - адъюнкт-профессор Центра изучения Германии и Европы (DAAD) в Национальном университете «Киево-могилянская академия» на Украине.