Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ницца - заветная цель тунисских мигрантов

© AFP PHOTO / ROBERTO SALOMONEбеженцы из туниса получают разрешение на временное проживание
беженцы из туниса получают разрешение на временное проживание
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что это? Волна? Скорее долгий прилив. Каждые полчаса около десяти тунисцев садятся в поезд, который всего за час доходит от итальянской Вентимильи до французской Ниццы. Последний приграничный город в Италии является для них не более чем перевалочным пунктом. За обстановкой следят несколько добродушных на вид жандармов, которые пытаются как можно скорее посадить тунисцев в вагон.

Что это? Волна? Скорее долгий прилив. Каждые полчаса около десяти тунисцев садятся в поезд, который всего за час доходит от Вентимильи до Ниццы. Последний приграничный город в Италии является для них не более чем перевалочным пунктом. За обстановкой следят несколько добродушных на вид жандармов, которые пытаются как можно скорее посадить тунисцев в вагон.

Те, у кого есть разрешение на временное проживание и другие необходимые бумаги, проводят здесь всего несколько минут, чтобы купить билет. Тем не менее, есть здесь еще и десятки тех, кто дожидается выдачи этих документов или почтового перевода от родственников.   

По вечерам большинство из них отправляются в созданный «Красным крестом» центр помощи, который находится более, чем в пяти километрах от вокзала. В бывшем здании пожарной службы они могут получить бесплатное питание и провести ночь.

Для этого, начиная с 17 часов, мигрантам приходится проходить тщательный полицейский досмотр. Их дела внимательно проверяют, а одежду досконально обыскивают. Для журналистов вход воспрещен. Большинство мигрантов проверку все же проходит. Все 150 мест в открытом три недели назад центре каждый вечер оказываются заняты, говорит глава регионального отделения «Красного креста» Пальмеро Винчензо (Palmero Vincenzo).

Из Италии во Францию и обратно

Тем не менее, некоторые предпочитают проводить ночь на вокзале. «Здесь спокойнее, меньше драк», - считает 24-летний официант Мохамед, который был уволен «после бегства Бен Али и туристов». Он был среди первых мигрантов, которым удалось месяц назад попасть во Францию «на поезде без всяких проверок».

После поездки к сестре в Лион и к брату в Люксембург он опять вернулся в Вентимилью. За бумагами. «Когда я услышал, что Италия выдает разрешения на полгода, то поспешил обратно. Мое мне дадут 28 апреля. А пока я сплю здесь». Он показывает узкий коридор, который каждую ночь становится спальней для десятков мигрантов.

Вечером они остаются одни на пустом вокзале. Этим людям в среднем от 20 до 30 лет, у них нет багажа и одеты они явно не по сезону. Их глаза потускнели от усталости. Чтобы убить время, некоторые начинают пить. Время от времени возникают потасовки. Полицейские предпочитают не вмешиваться и следят за ними краем глаза. 

Из каждого поезда, который подходит к вокзалу, выходит около десятка тунисцев. Все они направляются сюда из различных итальянских центров временного содержания. «Французская полиция пускает?» «Во сколько поезд до Ниццы?» «Сколько нужно денег?» Каждый раз звучат одни и те же вопросы. Опытный «сиделец» Хишем, великан ростом под два метра, отвечает новоприбывшим. Он приехал в Вентимилью еще месяц назад и так свыкся с этой ролью, что до сих пор остается здесь. Хотя по сути ехать ему и не куда. «Во Франции у меня нет ни родственников, ни друзей. Вы знаете, где я могу найти работу?» - спрашивает он. Подобная неподготовленность характерна и для многих других мигрантов, которые бросились в Европу, как только тунисские пограничники потеряли прежнюю бдительность.

Вентимилья устала от мигрантов


28-летний Райдуан даже не посчитал нужным предупредить о приезде свою мать. Этим утром он уже шесть часов стоит вместе с ней перед комиссариатом Вентимильи. Мать приехала во Францию еще в 1981 году и сейчас является французской гражданкой. Однако назвать свое имя она не хочет: «Мои соседи не знают, что мой сын без документов». А с учетом возраста ее сына, аргумент воссоединения семьи на власти уже не подействует.

Райдуан воспользовался падением режима Бен Али, чтобы сбежать из страны, забросив учебу на 4 курсе маркетинга. 1500 евро за корабль до Лампедузы, несколько дней в центре содержания, а затем поезд. Ему понадобилось меньше месяца, чтобы добраться до Ниццы. Причем незаконно. Он вернулся в Вентимилью исключительно для того, чтобы подать заявку и получить от Италии полугодовое разрешение на проживание. Он вернется в Ниццу уже этим вечером, а потом опять приедет сюда через несколько дней за бумагами.

Власти этого небольшого курортного города уже устали от постоянного присутствия на его улицах десятков тунисских мигрантов и теперь предлагают им подавать заявки в Савоне, которая расположена в полутора часах езды на поезде на восток. «Мы не имеем ничего против этих находящихся здесь проездом тунисцев, однако кадры бродящих по нашему городу мигрантов, которые мелькают во всех выпусках новостей, отпугивают от нас туристов», - уверен владелец местного ресторана. Хотя сейчас ситуация, конечно, значительно улучшилась по сравнению с предыдущими неделями, когда толпы тунисцев весь день шатались по привокзальной площади, что подтолкнуло некоторых сравнить Вентимилью с французским Сангатом.

Для тех, у кого есть итальянское разрешение на проживание, поездка из Вентимильи в Ниццу проходит относительно спокойно. Ридха сел на поезд в 16:17 со своим другом Али. Он не следит за входами, не пытается спрятаться и едва ли выглядит сильно обрадованным, когда ему сообщают, что он без проблем перешел границу. Оба они мыслями уже в Ницце, где планируют сесть на первый поезд до Парижа, где, как они говорят их уже ждет родственник.

И чем они собираются там заниматься? «Любой работой!» Даже тяжелой и низкооплачиваемой, говорит Ридха несмотря на свое высшее образование. «В Тунисе я два года сидел без работы, так что терять мне нечего». Значит, они считают, что Франция в состоянии принять 20 000 мигрантов при 10% безработице? «Не все из этих 20 000 тунисцев хотят попасть во Францию. К тому же у вас в стране есть еще 500 000 незанятых рабочих мест», - показали они на статью в бесплатной газете Metro. Оба они сошли в Монако 19 апреля. И можно сказать, что им крупно повезло.     

Волна задержаний во Франции

Дело в том, что на следующий день французские власти внезапно решили, что с них хватит. На вокзале в Мантоне в поезд на 11:17 заходит около десяти полицейских. Проверка бумаг явно производится выборочно: ни у «европейцев», ни у чернокожих ничего не спрашивают. 11 тунисцев (у всех них есть разрешение на проживание и прочие бумаги) задерживают и препровождают в небольшое помещение. Два часа спустя всех их увозят сотрудники пограничной службы. Теперь полицейские поднимаются в поезд на 13:17, где задерживают еще несколько тунисцев.    

Но сколько из них смогло проскочить через расставленные сети? Все поезда, которые прошли за эти два часа, никак не проверялись. И даже в тех составах, где прошла проверка, мигранты продолжают ехать в Ниццу: чтобы задержать всех, нужно гораздо больше полиции. Едва избежавшие ареста мигранты обеспокоены настолько, что даже почти не смотрят в окно, за которым разворачивается потрясающей красоты пейзаж. «Почему их задержали?» Ходят слухи, что полиция теперь требует предъявить 62 евро наличными, чтобы доказать наличие необходимых средств. «У меня есть 100 евро, этого хватит? А сколько стоит билет из Ниццы в Париж?» Трое уже поверили в это.

В любом случае, избежать ловушки у них не получится. «В слишком многих репортажах показывали, как тунисцы беспечно сидят на террасах кафе», - говорит полицейский на вокзале Ниццы. Рядом с ним стоит больше десяти сотрудников пограничной службы и отрядов особого назначения. Они зачищают все поезда на Париж и Марсель. Тунисцев задерживают группами по два или три человека. В комиссариате оказался и один француз тунисского происхождения, который отправился за своим братом в Рим. Теперь его привлекли к ответственности за содействие в незаконном проникновении на территорию страны.     

Халтурные процедуры

Однако у всех них есть выданное в Италии разрешение на проживание. «Вплоть до 18 апреля у нас были указания их пропускать. Все изменилось утром во вторник», - рассказывает полицейский. Сотрудник префектуры говорит следующее: «В соответствии с положениями шенгенского соглашения для того, чтобы пропустить их дальше, мы просим их предъявить помимо разрешения на проживание еще и обратный билет и доказательство наличия достаточных средств, 62 евро в день на человека». Если у мигранта нет счета в банке, а карманах лежит всего несколько десятков евро, то избежать задержания у него не выйдет. Поскольку центр временного содержания в Ницце уже переполнен, тунисцев отправляют целыми машинами в Марсель и Ним. «По соображениям безопасности», у всех задержанных на руках наручники.

Там власти в спешном порядке ставят печати на постановлениях об их выдворении обратно в Италию. «Вся эта процедура совершается с пренебрежением к закону. Все постановления о выдворении являются по сути точными копиями друг друга. В них всегда упоминаются одни и те же причины: недостаток средств и отсутствие обратного билета. Меняются только имена, - говорит Жозе Лагорс (José Lagorce) наблюдатель неправительственной организации в центре временного содержания в Ниме. - Раз эта процедура не способна выдержать мало-мальски тщательной юридической проверки, полиция делает все, чтобы переправить их за границу меньше, чем за 48 часов». Так, в Марселе судья немедленно выпустил двоих мигрантов на свободу из-за подобных процессуальных нарушений, утверждает Хассан Ндау (Hassane Ndaw), наблюдатель от Forum réfugiés в городском центре временного содержания.

В Ниме же, наоборот, «в четверг утром было выдворено семеро мигрантов», сообщает Жозе Лагорс. В настоящий момент Италия все еще принимает обратно тунисцев, которым она выдала разрешения на проживание и от которых так хочет избавиться в Вентимилье.

Волна арестов немедленно повлекла за собой видимые изменения: десятки тунисцев без денег и родственников, которые еще совсем недавно бродили по вокзалу Ниццы, не зная, куда податься, больше не попадаются на глаза и в объективы камер. Самые бедные и одинокие люди, они оказались тем мусором, который вынесла на французский берег волна тунисского прилива. «К зиме 80% из них вернутся обратно», - говорит Мохамед, глядя на них на вокзале в Вентимилье.