Эрик Туссэн (Eric Toussaint) находился в Росарио по приглашению общественных организаций (среди которых интернет-издание CTA Rosario) и поделился своими мыслями о состоянии мировой и латиноамериканской экономики. «Народное восстание в некоторых странах Европы вполне возможно», заявил он. Эксперт обратил также внимание на рост процентных ставок на Западе, что повлечет за собой тяжелые последствия для экономик тех стран, которые находятся в зависимости от США. «Необходимо исследовать незаконный долг, не оплачивать его и вложить денежные средства в собственные источники финансирования, в соответствии с рекомендациями Banco del Sur» для Латинской Америки.
Экономист и историк, он начинал как спортивный журналист. В частности, писал обзоры футбольных матчей для одной бельгийской газеты, хотя и не считает себя поклонником футбола, поскольку окружающая это вид спорта атмосфера наживы вызывает в нем отвращение.
Мировой экономический и финансовый кризис продлится еще 10-15 лет
«Мировой экономический и финансовый кризис продлится еще 10-15 лет в промышленно развитых странах», заявляет бельгийский экономист.
Эрик Туссэн поясняет, что в странах Латинской Америки ситуация несколько иная, «там благоприятная конъюнктура благодаря высоким ценам на сырье и большим потребностям Китая, выступающего в роли локомотива мировой экономики». Еще одним обнадеживающим обстоятельством для Латинской Америки –пока- являются низкие процентные ставки в промышленно развивающихся странах, «позволяющие развивающимся странам производить выплаты по задолженности без особого ущерба для своей экономики, поскольку за обслуживание долга они платят сравнительно невысокую, терпимую цену». Но тут же следует и первое предупреждение: «Этот благоприятный период зависит от факторов, мало связанных с Латинской Америкой, Африкой и большей частью Азии. Эта политика продолжает находиться в зависимости от решений центральных и частных банков Запада и поступательного развития китайской экономики».
Поэтому, как считает бельгийский экономист, ситуация, которая вызвала международный кризис, никоим образом не снимается с повестки дня. «Низкие процентные ставки, которые с 2008 года применяют США, а с 2009 года – Европа, позволили предприятиям, находившимся на грани банкротства, прибегнуть к рефинансированию, а банкам, обладавшим «ядовитыми активами», также воспользоваться рефинансированием. Это оживило кризис, но вследствие массированного вливания долларов и евро в финансовый сектор мы имеем огромную ликвидность, огромная часть которой идет на спекулятивные операции, связанные с сырьем, продовольствием и долговыми обязательствами европейских стран, таких как Греция, Португалия, Испания и Ирландия. По идее, Центробанки должны были бы сейчас поднять эти ставки, снизив тем самым инфляцию, вызванную этими новыми пузырями. Но одновременно они заставили бы их лопнуть, что повлечет за собой новые банкротства. Но как только повысятся процентные ставки, стоимость государственного долга возрастет, что уже и происходит: несколько дней тому назад Европейский Центробанк повысил ставки. От того, как будет происходить это повышение, в значительной мере зависит экономическое развитие стран Латинской Америки».
Альтернатива невыплаты долга для периферийных стран Европы
Эрик Туссэн не исключает возможности дефолта в ряде европейских стран. «Аргентинский вариант сейчас активно обсуждается в Европе», отмечает он. «Приостановление платежей по государственному долгу – вполне реальная возможность в таких странах как Греция, Португалия, Ирландия и даже Испания». И чтобы это не показалось безумием, подчеркивает: «Это обсуждение действительно ведется, вы можете увидеть его на страницах The Financial Times, или в последнем номере The Economist. Общественные движения, подобные нашему – Комитет за списание задолженности Третьего Мира (El Comité por la Anulación de la Deuda del Tercer Mundo www.cadtm.org) – поддерживают подобное решение вопроса.
Туссэн предлагает приостановить выплату задолженности и провести аудиторские проверки – «именно в этом заключается отличие от Аргентины», поясняет он-, чтобы выявить незаконную часть долга и заставить держателей долговых обязательств согласиться со списанием долга или с его реструктуризацией с соответствующим сокращением суммы долга», предлагает бельгийский экономист.
Старые неолиберальные рецепты весьма живучи
Несмотря на то, что это обсуждение путей вывода из кризиса ряда европейских стран посредством приостановки платежей, политика правительств сводится все к тому же набору неолиберальных рецептов, поясняет Туссэн. «Они настаивают на проведении приватизации многомиллионных объектов, как в Греции, маленькой стране, где предлагается провести приватизацию на 70 миллиардов долларов», говорит бельгийский экономист, желая проиллюстрировать применяемую модель, однако «они сталкиваются со все возрастающим сопротивлением», продолжает он, постепенно подходя к идее, вынесенной в заголовок этой статьи: «не следует исключать того, что в определенный момент может произойти крутой поворот в результате нарастания этих протестных настроений». «Мы находимся в положении, схожем с тем, которое было при аргентинском президенте Фернандо де ла Руа (Fernando de la Rúa) и его министре экономики Доминго Кавальо (Domingo Cavallo). В Европе сегодня именно такая ситуация, но затем произошло то, что случилось в декабре 2001 года в Аргентине». Эрик Туссэн полагает, что подобные «повороты» возможны в таких странах как Ирландия, Португалия и Греция. Но затем делает следующее пояснение: «Но это также может затянуться на долгие годы, ибо очевидно, что традиционные европейские левые, когда приходят в власти, следуют все тем же неолиберальным рецептам. Таким образом, для того, чтобы произошли перемены, должен также случиться кризис на этом политическом направлении, то есть, кризис традиционных европейских партий левого толка». «Мы наблюдаем это на примере социалистических правительств Португалии и Греции», продолжает экономист. В Европе может вспыхнуть народное восстание, сопоставимое с выступлениями народных масс в Аргентине или акциями протеста против диктаторских режимов на севере Африки. Туссэн дал однозначный ответ на вопрос о том, существуют ли объективные условия для народных восстаний в периферийных странах Европы: Греции, Ирландии и Португалии. «Да, разумеется», сказал он. До настоящего момента протесты шли по традиционному пути, поясняет бельгиец. «Всеобщие забастовки без эксцессов, за исключением Исландии, где было настоящее восстание». Население Исландии от силы насчитывает 350 тысяч жителей. Несмотря на это, выступления против виновников кризиса стали самым настоящим поворотным моментом. И два раза на различных референдумах они высказались против выплаты внешнего долга Исландии».
Вслед за тем экономист подводит нас к мысли о том, что недавние народные волнения на севере Африки могут перекинуться на европейские страны, наиболее пострадавшие от кризиса. Близость к средиземноморской части Европы, прежде всего к Греции и Испании, а также большое количество рабочей силы, приехавших из этих африканских стран, лишь усиливают эту вероятность. Туссэн не утверждает, что они могут стать «главной движущей силой восстания в Европе», но при этом подчеркивает, что «если в северной Африке народные массы выступили против абсолютистских и диктаторских режимов, то почему то же самое не может произойти в отношении европейских правительств, не уважающих волеизъявление своих народов».
Народное недовольство наблюдается и в результатах голосования. Эрик Туссэн привел некоторые данные по голосованию в европейских странах, которые, как он считает, свидетельствуют о недовольстве, проявляющемся в стремлении к оппозиционным альтернативам, в том числе и к таким, как крайне правые силы. Это является, по мнению эксперта, еще одним доказательством того, что население устало от экономической политики, проводимой традиционными европейскими партиями, как левоцентристскими, так и правоцентристскими. Разумеется, там, где избиратели тяготеют к правым, восстание менее вероятно. Примерами такого крена вправо являются Венгрия и Финляндия. Во Франции правые тоже уже находятся отнюдь не на обочине политической жизни.
Чем закончится кризис евро?
Помимо общественных движений левого толка, выдвигающих лозунги отказа от выплаты незаконного долга, а также увеличения голосов в поддержку правых или левых, европейский кризис имеет и другие проявления.
«Европейская валюта переживает кризис», утверждает Туссэн. «В нескольких странах уже ведутся оживленные дискуссии относительно возможного отказа от евро», добавляет он.
Затем эксперт предлагает к обсуждению следующие животрепещущие темы: «Главная тема. Задолженность, аудиторская проверка задолженности, принятие решение по оплате или неоплате. Вторая тема. Выходить ли из еврозоны таким странам как Греция, Португалия и Ирландия. Идея Евросоюза, поясняет экономист, пользовалась большой популярностью среди отсталых стран Европы на стыке 60-х и 70-х годов прошлого века, поскольку предполагала уход от тоталитаризма, воцарившегося в Испании, Португалии и Греции. Сегодня этой атмосферы уже не существует. Был также перевод капиталов из Германии, Франции и Бенилюкса (Бельгии, Голландии, Люксембурга) в эти страны, чего сегодня также не наблюдается. «Скорее всего, можно говорить об отношениях центра и периферии внутри Евросоюза, причем эти отношения не работают в пользу периферии», отмечает бельгийский исследователь. «Кто владеет долговыми обязательствами Греции?», задает вопрос Туссэн и сам же на него отвечает: «половина госдолга этих стран принадлежит немецким и французским банкирам, а остальное – бельгийцам, голландцам и британцам. То же самое происходит с долговыми обязательствами Испании, Португалии и Ирландии», в результате чего наиболее бедные страны Европы передают свои ресурсы ведущим странам европейского континента. Это порождает отрицательное отношение к правящим кругам этих стран со стороны народных масс. «В наиболее влиятельных средствах массовой информации Германии и Европы в целом Германию представляют как страну, помогающую периферийным европейским государствам, хотя на самом деле это не так, поскольку эта немецкая «помощь» возвращается в частный финансовый сектор этой страны».
Страны Латинской Америки и задолженность
«Проблема латиноамериканских стран состоит прежде всего в том, что их правительства не задумываются о проблемах, которые могут возникнуть в будущем. Они считают, что выплата задолженности идет нормальным ходом, поскольку ныне действующие процентные ставки невысоки, и поэтому ничего не делают, или, что еще хуже, влезают в еще большие долги», утверждает Эрик Туссэн. При этом он поясняет, что «это нельзя отнести к Аргентине, там не происходит нового и быстрого увеличения задолженности». А вот для стран, чьи бюджетные поступления зависят в основном от экспорта нефти, это явление достаточно характерно. «Это очень серьезный просчет», считает бельгийский эксперт, потому что прежде всего надо было бы в первую очередь «воспользоваться сложившейся ситуацией, при которой золотовалютные запасы весьма значительны, и сделать две вещи: провести аудиторскую проверку задолженности, выявить ее незаконную часть, а затем списать ее, чтобы в значительной степени сократить сумму основного долга и ускорить темпы региональной интеграции».
Региональный банк (Banco del Sur) – то, что действительно нужно
Как считает Туссэн, для проведения жизнеспособной и обоснованной политики, страны Латинской Америки в первую очередь должны реанимировать региональный банк (Banco del Sur), разместить в нем часть своих золотовалютных запасов и с его помощью профинансировать осуществление региональных проектов, не прибегая к займу денежных средств у Межамериканского банка развития (Banco Interamericano de Desarrollo, BID), Всемирного банка, Международного валютного фонда и международных финансовых рынков. Исследователь делает следующее предостережение развивающимся странам: «вы теряете ценное время, а обстановка может быстро измениться не в вашу пользу из-за отсутствия прогнозирования. Поэтому я хочу предупредить общественность о тех опасностях, которые придут не сегодня и не завтра. Мы ведь не можем предугадать, как будут повышать процентные ставки западные банки, но очевидно, что их рост уже является тенденцией, которая ударит по странам Латинской Америки».
Эрик Туссэн допивает свой кофе с молоком в уютном кафетерии в центре Росарио, где проходило интервью, спрашивает у репортера La Capital, каков тираж этой газеты. Это служит предлогом для того, чтобы рассказать о попытках наступления работодателей на права трудящихся и ответных действиях, предпринятых сначала трудовым коллективом, а затем и всем населением Росарио. И чем все закончилось? – спрашивает он. Услышав в ответ, что победили мы, трудящиеся, слегка улыбаясь, говорит «Очень хорошо!», скорее адресуя это самому себе, чем собеседникам.