Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ВОЗ признает, что последствия чернобыльской аварии мало изучены

Агентство по изучению рака призывает создать международный консорциум для изучения истинных последствий аварии для здоровья людей. Руководители здравоохранения требуют, что атомные предприятия оплатили их исследования

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВ Гематологической клинике после аварии в Чернобыле
В Гематологической клинике после аварии в Чернобыле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Четверть века спустя после того, как в результате взрыва на Чернобыльской АЭС над площадью в 150 000 квадратных километров были распылены более 100 радиоактивных элементов, точное число жертв не установлено. В 2005 году ООН представила доклад с претензией на достоверность, в котором говорилось о 50 погибших в результате облучения и еще о 4 000 людей, которые могут умереть от этого в будущем.

Четверть века спустя после того, как в результате взрыва на Чернобыльской АЭС над площадью в 150 000 квадратных километров были распылены более 100 радиоактивных элементов, точное число жертв не установлено.

В 2005 году ООН представила доклад с претензией на достоверность, в котором говорилось о 50 погибших в результате облучения и еще о 4 000 людей, которые могут умереть от этого в будущем.
 
Большая часть погибших были ликвидаторами, которые бросились тушить аварийный реактор прямо 26 апреля 1986 года. В отличие от ооновского доклада, где говорится о пятидесяти погибших, некоторые академики Украины и Белоруссии говорят о десятках тысячах жертв радиации. А наиболее радикально настроенные против атомной энергии неправительственные организации, прежде всего Greenpeace, заявляют, что в результате чернобыльской аварии погибли 200 000 человек.

В четверг, 21 апреля, в ходе научной конференции по проблемам Чернобыля, проходившей в Киеве, где предполагалось возобновить обсуждение этой проблемы, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала «существование потенциально опасных последствий для здоровья людей», которые еще необходимо проверить». Руководитель пресс-службы ВОЗ Аусрель Кесминьен (Ausrele Kesminiene) признала, что последствия аварии изучены недостаточно и призвала атомную отрасль также выделить денежные средства на исследование последствий радиации.

«Когда я вижу, сколько будет стоить новый саркофаг, который накроет Чернобыльскую АЭС, а это около полутора миллиардов евро, я понимаю, что ведем исследования, располагая мизерными средствами», заявила она Público после своего выступления. Организация, которую она представляет - Международное агентство по изучению рака при ВОЗ- при работе над своим последним проектом имела бюджет в 230 000 евро, предоставленных Еврокомиссией. Перед ним была поставлена задача разработать стратегический план исследования истинных последствий радиоактивного облака, образовавшегося после взрыва 4-го энергоблока. Штаб-квартира Агентства располагается в Лионе, но при этом, как уверяет Аусрель Кесминьен, крупнейшая французская компания Areva, один из мировых лидеров в области атомной энергетики, не выделила им ни одного евро на исследования.

«Последствия чернобыльской катастрофы продолжают сказываться на здоровье людей, а дальнейшие последствия вообще непредсказуемы», заявила она в четверг на пленарном заседании. Кесминьен приехала в Киев с тем, чтобы выдвинуть предложение о создании Фонда по исследованию последствий чернобыльской аварии для здоровья людей, который бы стал координатором работы лучших ученых в каждой научной отрасли. В результате этих усилий можно было бы снять «все противоречия относительно существующих оценок». В работе этого фонда (английская аббревиатура CHERF), согласно планам, должны были бы принять участие ВОЗ и научные сотрудники трех наиболее пострадавших в результате аварии стран: Украины, России и Белоруссии. Его задачей стало бы изучение самочувствия групп людей в течение всей их жизни, как это было сделано в Хиросиме и Нагасаки после атомной бомбардировки 1945 года.

Двумя днями раньше, Международное агентство по изучению рака уже признало в одном из коммюнике, что до настоящего времени все исследовательские работы были сосредоточены на раке щитовидной железы, что «отвлекло внимание от других возможных последствий для здоровья», как, например, увеличение случаев рака молочной железы, наследственные генетические нарушения, катаракты и другие виды раковых заболеваний.

Тем не менее, Кесминьен, врач, которую жертвы чернобыльской аварии наградили медалью, призывать не нагнетать панику. «Да, действительно, наблюдается некоторый рост случаев рака молочной железы, но разве мы уверены в том, что происходит не от позднего рождения первого ребенка или приема гормональных препаратов во время менопаузы?», задает вопрос представитель она.

Наталья Шевцова, научный сотрудник Национальной академии наук Украины, не испытывает подобных сомнений. «Выступление представителя ВОЗ нам не понравилось. Очевидно, что последствия радиации налицо», утверждает она. По специальности Шевцова ботаник. Начиная с 2006 года, она изучала водные растения в зоне отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС и заметила «хромосомные отклонения в более чем 10% клеток» этих растений при том, что нормальным уровнем считается 2%, утверждает исследователь.
Другие эксперты также считают, что количество жертв гораздо больше. Микола Тронько, сотрудник киевского Института эндокринологии и обмена веществ представил в четверг свои исследования, в которых говорится о 6.000 случаев рака щитовидной железы, причем в 75% случаев у детей. Согласно его данным, в 2009 году, количество случаев этого вида ракового заболевания продолжало увеличиваться. «Я помню, что в 90-х годах в Вене проходила международная конференция, и некоторые авторитетные ученые выражали сомнение в том, что существует взаимосвязь между аварией на Чернобыльской АЭС и раком щитовидной железы. Мы доказали, что они ошибались», заявил он в четверг.

Проблемы с сотрудниками

Еще одно исследование было представлено на киевской конференции сотрудниками обнинского Медицинского радиологического научного центра РАН, оказывающего специализированную медицинской помощь и проводящему диагностирование лиц, подвергшихся радиационному воздействию, в частности ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. В докладе говорится о большом количестве сердечно-сосудистых заболеваний у сотрудников, побывавших в Чернобыле в 1986-1987 годах. Но у членов контрольной группы, не подвергшихся радиации, наблюдаются те же самые патологии. Тем не менее, у приблизительно 17% обследованных ликвидаторов наблюдается ненормально высокая частотность мутаций в кровяных клетках - лимфоцитах Т. Ученые видят в этом повышенный риск развития рака».

В четверг на конференции в Киеве также присутствовал Йошисада Шибата (Yoshisada Shibata), ученый из Университета Нагасаки, «единственного университета в мире, полностью разрушенного атомной бомбой», как поведал исследователь. Шибата, находящийся в преклонном возрасте, обследовал 90 000 человек, выживших после американской атомной бомбардировки японских городов. Половина уже умерли. Как считает Шибата, что около тысячи скончались в результате поражения радиацией, сильно отличающейся от чернобыльской. Эта радиация попадала в организм вместе с молоком и овощами, зараженными йодом-131. Исходя из собственного опыта, Шибата сразу стал исследовать последствия радиоактивности в радиусе 150 километров вокруг Чернобыля. В 2001 году он обнаружил 32 случая рака щитовидной железы, обследовав 12 000 детей, родившихся с 1983 по 1986 год. Многие заболевшие выжили. «Я не хочу сказать, что исследования, в которых говорится о сотнях тысяч погибших, выглядят смешно, но в Чернобыле мы нашли лишь свидетельства того, что от радиации там скончались не более 50 человек», заявил он.