России и Китаю сегодня необходимо создать четкий стратегический формат своей политики, выходящий за рамки воздержания при голосовании в Совете Безопасности по ливийской резолюции, не ограничивающийся предотвращением дополнительных мер против Ирана и поощрением безнаказанности своих традиционных союзников, таких как Сирия, а также играющий более активную роль в арабо-израильском конфликте. Россия и Китай вместе с США, Британией и Францией являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Это подразумевает ряд привилегий и обязательств, например, обязанность защищать мир во всем мире и международную безопасность. Если Устав ООН и традиции этой организации о чем-то говорят, то ни один из пяти постоянных членов не должен воздерживаться при голосовании, а также отказываться играть ведущую роль на мировом уровне. Вашингтон, Лондон и Париж пытаются проводить политику, которая соответствует тем переменам, которые принесла с собой арабская весна. Правда, им пока еще далеко до выработки четкой и определенной стратегии, которой можно было бы руководствоваться при проведении своей политики. Они также продолжают проявлять колебания по поводу своих собственных обязательств. Три западные державы действительно проявляют лицемерие и двойные стандарты по ряду вопросов; но они не демонстрируют ту пассивность воздержания, за которой сегодня прячутся Россия и Китай. Нет, они заявляют, что внемлют призывам арабских народов, а следовательно, находятся в процессе перестройки своей политики, до сих пор базировавшейся на исключительном партнерстве с государствами. Вместо этого они начинают проводить политику, основанную также на партнерстве с народами. В отличие от них, две азиатские страны, действуя на фоне неугасающей коммунистической идеологии, утверждают, что партнерство с народами составляет главную основу их политики. И это вопреки тому, что их отношения с государствами базируются, по сути дела, на экономических, стратегических и нефтяных интересах – в этом плане вполне в духе стран Запада. Но сегодня Ближний Восток в свете происходящих изменений заставляет Россию и Китай четче определить и показать контуры своей стратегической политики, как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу.
На повестке стоит много вопросов, и они не ограничиваются взаимодействием двух стран по иранской проблеме, в частности, что касается ядерных амбиций Тегерана. Отношения между странами Персидского залива и Ираном переживают один из худших и наиболее опасных этапов. По этой причине позиция пяти постоянных членов Совбеза по Ирану имеет важнейшее значение. Следовательно, в свете последних событий в регионе она должна быть четко изложена, и по необходимости подвергаться пересмотру.
То же самое необходимо сделать в связи с восстаниями народов арабских стран против своих режимов, которые их подавляют и угнетают. Эти режимы вместо реформ отдают предпочтение борьбе с восстаниями при помощи дальнейших репрессий. Да, Россия и Китай позволили Совету Безопасности принять резолюцию по Ливии, и почти все этот шаг приветствовали. Но после этого две страны отступили от своей позиции, и сейчас хранят ужасное молчание.
Поэтому сегодня возникает вопрос: а не решило ли российское и китайское руководство вернуть то положение, которое существовало до арабской весны в Иране, Йемене, Сирии, а может, даже и в Ливии – вопреки воле и чаяниям их народов, но в знак поддержки репрессий против перемен?
В прошлом политика России и Китая создавала обстановку потакания непримиримости, в результате чего совершались вопиющие ошибки и разрушались целые страны. Самым ярким примером стала их позиция в отношении демонстративного неповиновения бывшего иракского президента Саддама Хусейна, порожденного высокомерием и тем, что режим стал для него превыше самой страны.
Вместо того, чтобы просвещать и информировать своих друзей об издержках и последствиях таких позиций, Россия вместе со своим молчаливым партнером Китаем отстаивала то, что соответствовало ее интересам (как ей казалось). Одновременно она, по сути дела, вводила иракского президента в заблуждение, заставляя его приносить Ирак на жертвенный алтарь обмана, заносчивого неповиновения и явных просчетов.
Это происходило на протяжении нескольких лет до американского вторжения и оккупации Ирака. Россия и Китай лишили легитимности действия администрации Джорджа Буша по применению военной силы в Ираке. Но они не были в этом одиноки. Точно так же действовали и избранные члены Совета Безопасности, которые также лишили действия США легитимности, поскольку проект резолюции не набрал девяти голосов, необходимых для ее прохождения.
Затем Россия и Китай аккуратно повторили ту же самую ошибку в отношении Ирана. Но тогда президент Барак Обама выдвинул такую стратегию по Ирану, которая во многом напоминала их собственную. Он начал кормить Иран пряниками стимулов и вознаграждений, одновременно грозя ему слабеньким кнутом. В результате американский президент реализовал одно из величайших своих достижений, добившись единодушной поддержки со стороны всех пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН единой стратегии по Ирану.
Но эта стратегия зависла и раскачивается в том ритме, который диктует ей Иран – несмотря на санкции. Даже подавление властями сторонников реформ и гражданского населения, вышедшего на мирные демонстрации, не нашло особого осуждения. Все пять постоянных членов по-прежнему находятся в состоянии нерешительности, хотя и в различной степени.
Но Россия и Китай продолжают применять тактику устрашений, говоря о том, что консенсус по Ирану исчезнет, как только западные страны усилят свое давление на Тегеран. Поэтому в действительности они стоят на стороне режима, выступая против стремления народа к реформам и переменам.
Молчание по поводу вмешательства Ирана в дела соседних арабских государств также доказывает, что Россия и Китай действуют в партнерстве против народов, а порой и против суверенитета этих государств. Ирак это наглядный пример иранского вмешательства. Но возможно, Россия и Китай считают, что США и Британия вполне заслуженно пожинают плоды вторжения и оккупации Ирака, а сами не против его передачи под власть Ирана.
А Иран разыгрывает свою роль в Ливане, финансируя и вооружая Хезболлу, а также практически создавая для нее военную основу. Тем самым Тегеран подрывает суверенитет ливанского государства. Однако позиция западных постоянных членов Совета Безопасности в этом отношении почти полностью совпадает с позицией России и Китая, за исключением последних действий Вашингтона.
Что до Китая, то он проводит политику безразличия по ливанской проблеме, а также по проблеме Сирии, отдавая России бразды правления во всем, что касается Ирана. А Россия утверждает, что ее поддержка Хезболле соответствует российской политике противодействия израильским нарушениям и нарушениям ливанского суверенитета. Однако Москве следовало бы недвусмысленно выступить за суверенитет ливанского государства вне зависимости от того, кто осуществляет такие нарушения – Израиль, Сирия, Иран или сама Хезболла.
Позиция России, а также Франции по Сирии и Ирану способствует тем бесчинствам, которые творят два этих режима, нарушая ливанский суверенитет. А что касается Британии, то она воздерживается от вмешательства в дела Ливана, будто эта страна «слишком мала» для того, чтобы вызвать ее озабоченность.
На этой неделе Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун выступил с важным докладом – как по значимости, так и по последствиям. Этот доклад должен заставить пятерку постоянных членов прислушаться к прозвучавшим в нем выводам и заставить их принять упреждающие меры, пока не поздно.
В докладе отмечается, что дующие в арабском регионе ветры перемен не должны ослеплять нас и лишать понимания той огромной опасности, которая нависла над Ливаном. По мнению автора доклада, мировое и региональное сообщество должны исполнить свой долг и обеспечить мир и безопасность не только в Ливане, но и в регионе в целом.
Пан Ги Мун призвал приложить совместные усилия по разоружению всех действующих в Ливане боевиков, включая сотрудничающие с Дамаском палестинские фракции и поддерживаемую Ираном Хезболлу. По его словам, оптимальным способом разоружения был бы политический процесс; однако Пан Ги Мун подчеркнул, что без подключения Сирии и Ирана это будет невозможно.
Но ни Сирия, ни Иран добровольно на такой шаг не пойдут. Они также не захотят положительно реагировать на эти меры, пока не увидят, что Россия и Китай решительно и твердо настроены на то, чтобы не дать им вооружать данные группировки.
Россия и Китай должны четко заявить, готовы ли они добиваться консенсуса с остальными постоянными членами Совета Безопасности по поводу принятия резолюции, предусматривающей реальные и ощутимые меры. Они должны сделать это, потому что их постоянное членство в СБ ООН требует от них поддержания мира во всем мире и безопасности.
Точно так же, что касается израильско-палестинского конфликта, то для Китая неприемлем дальнейший отказ от участия в решении данной проблемы, как для России неприемлемы претензии на участие в нем. На данном этапе предстоит сделать выбор между подготовкой к крупному прорыву в мирном урегулировании отношений палестинцев и израильтян, и опасным застоем в этом процессе.
Поэтому долг России - сыграть сегодня лидирующую роль, как это делают Британия и Франция, выступая в качестве представителей ЕС. В частности, такая необходимость обусловлена тем, что Россия, ЕС, ООН и США являются членами квартета по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.
Похоже, что президент США встал перед выбором между двумя вариантами. С одной стороны, можно принять косметические меры, чтобы отбить у палестинцев охоту требовать признания Палестинского государства в ООН, как это было им обещано. А с другой стороны, можно взять на себя смелую инициативу, и ясно и четко изложить цели США в отношении исхода переговоров, вместо того, чтобы продолжать мирный процесс ради самого процесса.
Обаме нужны радикальные и серьезные действия России и Европы по поддержке его смелой и решительной инициативы, не ограничивающейся косметическими мерами, которые неизбежно приведут к негативным последствиям. Достижение реального мира на основе решения о сосуществовании двух государств не только соответствует американским интересам, но и лежит в основе международного мира и безопасности.
Однако для достижения такого мира необходим параллельный мир между Сирией и Израилем, основанный на уходе Израиля с оккупированных Голанских высот. Такой порядок действий был согласован при Ицхаке Рабине, но Эхуд Барак вышел из этого соглашения. В этом вопросе свою активную роль должны сыграть Европа и Россия, а не только Соединенные Штаты.
Однако вопрос о продолжающейся израильской оккупации высот и вопрос о примирении между Сирией и Израилем это не единственные обязанности, которые должны нести и выполнять постоянные члены Совета Безопасности.
Требующие свободы и смены режима демонстранты в Дамаске подвергаются таким же репрессиям, каким подвергались ливийцы в начале восстания. Для пяти постоянных членов Совета Безопасности недопустимо и дальше делать вид, что это их не касается.
Западные страны в особенности готовы не замечать беззакония режима в Сирии под предлогом того, что Лига арабских государств не принимала никаких решений по сирийской проблеме, как она сделала это в отношении Ливии, добившись в СБ ООН поддержки санкциям.
Ливийский народ, безусловно, достоин всеобщего признания своей храбрости и мужества, проявленных в борьбе против режима, поскольку он испытывает на себе репрессии, давление и угрозы, направленные на его подчинение власти. Точно так же и сирийский народ заслуживает всеобщей поддержки в своей смелой борьбе против власти правящего режима, которая добивается его покорности насилием, пулями и мерами устрашения.
Пан Ги Мун прав, когда говорит о том, что «культура устрашения» оружием является нарушением прав человека – и неважно, проводит такую политику устрашения правящий режим или боевики. Прав он и в том, что требует от мирового сообщества положить этому конец.
На самом деле, люди восстают против страха и запугиваний. Пора ведущим державам набраться смелости и начать исполнять свой долг вместо того, чтобы поддаваться страху и уступать запугиванию.
Рагида Дергхам – ведущая рубрики и старший дипломатический корреспондент издания Al Hayat.