Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не все раньше было плохо

В Дрездене не хватает учителей французского языка, и поэтому некоторые ученики должны, как и раньше, изучать русский

© РИА НовостиГимназия №2 во Владивостоке
Гимназия №2 во Владивостоке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вперед в прошлое? Такое впечатление производят в настоящее время некоторые гимназии в Дрездене – по крайней мере, так считают недовольные родители. Дело в том, что в этой метрополии на Эльбе дети теперь должны вновь изучать русский язык, хотя они сами выбрали французский.

Вперед в прошлое? Такое впечатление производят в настоящее время некоторые гимназии в Дрездене – по крайней мере, так считают недовольные родители. Дело в том, что в этой метрополии на Эльбе дети теперь должны вновь изучать русский язык, хотя они сами выбрали французский. У некоторых взрослых такого рода школьная практика вызывает недобрые воспоминания о давно считавшихся канувшими в Лету временах существования ГДР. Тогда для многих школьников русский был обязательным предметом, так как считалось необходимым изучать язык «большого брата», присутствие которого казалось повсеместным – будь то в казармах оккупационной армии, или в многочисленных других местах, облюбованных советскими спецслужбами. Кроме того, необходимость изучать русский язык имеет и  современные причины – слишком мало в наличии преподавателей французского. Хотя надо признать, что в саксонских школах в пересчете на отдельного ученика работает больше  учителей, чем в других частях Федеративной Республики.

В гимназии имени Бертольда Брехта родители открыто заявили о своем недовольстве и направили соответствующую петицию в саксонский ландтаг. Успеха их обращение, судя по всему, иметь не будет, так как, по мнению саксонского образовательного агентства, «не существует правовых притязаний на проведение занятий на определенном языке». Поэтому Марцелло Мешке (Marcello Meschke) – директор расположенной в престижном районе Штризен (Striesen) школы имени Бертольда Брехта – вынужден подчиниться решению образовательных властей. Эта гимназия еще во времена существования ГДР была расширенной средней школой (EOS) – тогда вдова Брехта Хелене Вайгель (Helene Weigel) лично одобрила присвоение школе этого имени. 70 школьников, посещающих сейчас пятый класс, захотели в следующем учебном году изучать французский как второй иностранный язык, и только 14 человек выбрали русский. Таким образом, можно было бы составить три класса, ученики которого изучали бы французский, однако школа в состоянии сформировать только две группы по изучению французского, а 12 из 70 школьников вынуждены будут теперь изучать русский в классах, комплектование которых будет решать жребий.

Саксонский министр по делам культов Роланд Веллер (Roland Woeller) подчеркивает: «Это абсолютно нормальная практика». Дело в том, что именно образовательное ведомство должно обеспечить преподавание определенного предмета и в будущем. И в этом смысле прогнозы выглядят скорее мрачными. «У нас исключительная неблагоприятная возрастная пирамида», - подчеркивает Веллер. По его мнению, в будущем будет все сложнее находить учителей по так называемым дефицитным предметам.

Однако родители думают о следующем учебном годе и выражают недовольство. Самому директору школы имени Бертольда Брехта это решение также не очень по душе: «У нас могло бы быть достаточно учителей французского, - говорит Мешке, - однако их перевели в другие места». Из 80 учителей школы имени Бертольда Брехта только пять имеют право на преподавание французского языка. На них сейчас везде в Дрездене большой спрос. Дело в том, что в этом городе на Эльбе отмечается острый дефицит учителей некоторых дисциплин, тогда как в Саксонии в целом учителей больше, чем надо, а не меньше. В сравнении с землей Северный Рейн – Вестфалия этот свободный саксонский город имеет как раз сказочные показатели в том, что касается соотношения количества учителей и учеников. Если преподаватель гимназии в Северном Рейне – Вестфалии должен обучать одновременно 28 детей, то в среднем в одном классе в Саксонии только 23,3 ученика.

Не те предметы, не в том месте

Проблема в том, что многие учителя просто сидят не в том месте, а некоторые из них преподают не те предметы. В сельских регионах, в которых количество школьников резко сократилось, имеет место «избыток учителей», как это называется на языке специалистов. Однако в таких городах как Дрезден, где отмечается рост населения, ситуация представляется совершенно иной. Почти 80% учителей, работающих в настоящее время в саксонских школах, получили образование еще во время существования ГДР. Соответственно, многие из них имеют такой набор предметов, который напоминает старые времена, когда русский язык был главным иностранным языком. Хотя многие бывшие учителя ГДР в следующем году целыми рядами уйдут на пенсию, это создаст для местного министра культов только дополнительные проблемы. «Нам надо иметь достаточное количество учителей – тех, которые нам необходимы», - отмечает Веллер. Однако 60% студентов педагогических высших учебных заведений изучают немецкий язык и историю. «Вот эти предметы, - с сожалением признается Веллер, - совсем не являются у нас дефицитными».