В 2012 году в России должны состояться президентские выборы, в которых будут участвовать несколько претендентов. Второстепенные кандидаты известны. Уже заявил о своем желании участвовать в выборах Геннадий Зюганов, лидер Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ). Скорее всего, примет участие и лидер Либерально-демократической партии России (ЛДПР), Владимир Жириновский. Оба они возглавляют партии, представленные в парламенте страны и в основном контролируемые российскими властями. Оба участвовали в предыдущих выборах, в 2008 году, и набрали 18% и 9,5% голосов, соответственно. Нет никаких оснований думать, что на этот раз они выступят существенно лучше. Вполне возможно, что будет допущен какой-нибудь второстепенный и малоизвестный политик, вроде Андрея Богданова, который участвовал в выборах 2008 года и набрал 1,3% голосов. Не может быть и речи о том, чтобы в выборах 2012 года участвовал кто-то, находящийся в реальной оппозиции к властям. Такую возможность российское законодательство о партиях и выборах практически исключает.
Поэтому главный вопрос, касающийся российских выборов 2012 года – это вопрос о том, кто будет официальным кандидатом, действующий президент Дмитрий Медведев или действующий премьер-министр Владимир Путин, который занимал президентский пост с 2000 до начала 2008 года. Тот из них, кто будет выдвинут в качестве кандидата, эти выборы выиграет. Оба политика неоднократно подчеркивали, что они не будут конкурировать друг с другом. Полагаю, что следует доверять их заявлениям о том, что участие в выборах того или иного кандидата станет результатом договоренности, которую они достигнут между собой. Некоторое время назад оба в очередной раз подтвердили, что на данный момент окончательное решение еще не достигнуто. Вполне возможно, что на самом деле у них уже есть почти полная уверенность в том, кто именно будет баллотироваться. Однако даже если это так, они не спешат заявлять о достигнутом согласии публично.
Путин и Медведев оттягивают момент объявления об окончательном решении вопроса по двум причинам. Первая из них состоит в том, что сразу же после объявления об окончательном решении влияние того из потенциальных претендентов, кто не будет участвовать в выборах, резко снизится. Это негативно скажется на функционировании российского административного аппарата, который перестанет реагировать на решения политика, оказавшегося «хромой уткой». Между тем, оба располагают весьма значительными полномочиями, и для нормального функционирования аппарата очень важно, чтобы решения, которые они принимают в рамках своих компетенций, не игнорировались исполнителями.
Вторая причина состоит в том, что российская пропагандистская машина стремится избежать представления выборов 2012 года как совершенно безальтернативных, лишенных интриги. Оптимальной для властей была бы ситуация, при которой результат выборов полностью гарантирован, но при этом население верило бы, что оно не окончательно лишено возможности повлиять на результаты. А для этого нужно как можно дольше показывать, что итог не предрешен. Именно такой стратегии власти придерживались в 2006-2007 годах, когда в СМИ нагнеталась неопределенность по поводу того, будет ли выборах участвовать сам Путин, Медведев, Сергей Иванов или кто-то еще. Сегодня обсуждение «раскола» между Путиным и Медведевым стало заметной темой во многих СМИ, которые по иным политическим вопросам высказываются крайне осторожно.
Реальные перспективы решения вопроса о престолонаследии в России определяются конфигурацией политического режима, существующего в стране. Этот режим представляет собой личную диктатуру, закамуфлированную демократическими институтами. Реальная власть в стране принадлежала Путина как до, так и после избрания Медведева президентом. Именно Путин контролирует гигантский российский административный аппарат посредством механизма, известного под названием «ручное управление». Механизм состоит в том, что Путин отдает личные распоряжения ключевым чиновникам, пользующимся его личным доверием, а те обеспечивают исполнение этих распоряжений, сообразуясь с собственными материальными интересами и имеющимися у них ресурсами. При таком порядке вещей все ключевые решения либо непосредственно принимаются Путиным, либо должны получить его одобрение.
Медведев, будучи президентом, играет центральную роль в институциональной структуре российского режима. Конституция России предоставляет ему колоссальные полномочия. Например, он имеет возможность уволить Путина в любое время и, фактически, даже без объяснения причин. Однако в системе «ручного управления» его ресурсы невелики. В течение всего своего президентского срока Медведев тщательно избегал административных назначений, которые хотя бы в малейшей степени свидетельствовали бы о его стремлении установить эффективный контроль над аппаратом управления. Все ключевые посты не только в правительстве России (формальное назначение членов которого находится в компетенции Медведева), но и в собственном аппарате Медведева – президентской администрации – занимают люди Путина. Понятно, что при этом существует довольно широкий круг решений, которые Медведев может и должен принимать самостоятельно, без консультаций с Путиным. Однако это не касается наиболее важных, стратегических позиций.
Исходя из этих соображений, рассмотрим возможность того, что Путин и Медведев, будучи вполне удовлетворенными текущим положением дел, согласятся на его продолжение в 2012 году. Тогда Медведев останется президентом. Проблема с таким решением состояла бы в том, что для его достижения Медведев должен дать Путину абсолютные, не вызывающие ни малейших сомнений гарантии того, что он и впредь не будет стремиться к расширению своего влияния. Однако дать такие гарантии сложно. После недавнего изменения российской Конституции срок президентских полномочий будет составлять 6 лет. Риск того, что в течение столь длительного срока Медведев, располагая колоссальной формальной властью, поддастся соблазну ее использовать, слишком велик.
Между тем, стремление Медведева к расширению своего влияния затронуло бы интересы не только самого Путина, но и узкий круг его ближайших политических клиентов, который сформировался за годы его первого президентского срока и не подвергся при Медведеве никакой существенной ротации. Этот узкий круг – назовем его правящей группой – подчинен Путину и зависит от него, но при этом достаточно влиятелен, чтобы при принятии решений Путин учитывал его предпочтения. Члены правящей группы контролируют либо ключевые сегменты административного аппарата, либо весьма значительные материальные ресурсы, а обычно располагают и тем, и другим. Разумеется, они находятся в конкурентных отношениях между собой. В принципе, это могло бы привести к переориентации каких-то из членов правящей группы на Медведева.
Однако такое развитие событий повлекло бы за собой чрезмерные риски для правящей группы в целом. Источником ее власти и собственности является Путин, и подрыв его позиций естественным образом породил бы возможность широкомасштабного перераспределения ресурсов, при котором их нынешние обладатели столкнулись бы с перспективой как их относительного увеличения, так и абсолютной потери. Рациональной стратегией в такой ситуации является поддержание статус-кво. Таким образом, для узкого круга людей, мнение которых может быть учтено при решении вопроса о престолонаследии, кандидатура Путина является предпочтительной.
Разумеется, на периферии этого круга, среди наименее влиятельных игроков, баланс возможных приобретений и потерь в случае превращения Медведева в реального лидера мог бы быть более благоприятным. Кроме того, не следует забывать, что некоторым влиянием в России по-прежнему обладают группы, являющиеся продуктом предыдущего этапа ее развития, а значит – обладающие ресурсами, которые не обусловлены связями с Путиным. Несомненно, что для этих групп желательным было бы любое ослабление механизмов «ручного управления». Но их влияние невелико. Не следует забывать, что и сам Медведев входит в узкую правящую группу и разделяет ее фундаментальные интересы. Перспектива превращения в нового Горбачева, который расшатал систему и в итоге лишился власти, вряд ли для него привлекательна.
Что касается игроков, находящихся за пределами узкой правящей группы, то их возможности повлиять на решение вопроса о престолонаследии ничтожны. Не играют никакой роли, например, позиции официальных политических партий, в том числе и партии, служащей опорой режима – «Единой России». Совершенно очевидно, что появление в России сильной оппозиции, способной к мобилизации общественного протеста, могло бы оказать существенное воздействие на позиции властей. И действительно, опросы общественного мнения показывают некоторый рост критических настроений в обществе. Возможно, что если бы эти настроения нашли выражение в политическом действии, то правящая группа рассматривала бы отказ от выдвижения Путина и сохранение нынешней конструкции власти как возможную уступку. Однако поскольку общественное давление на власть – очень слабое, то никакой нужды в этом нет.
Некоторое значение для решения вопроса о престолонаследии в России имеет позиция Запада. Интеграция в мировую экономическую и политическую элиту является важным приоритетом правящей группы в целом. Однако понятно, что по важности этот приоритет уступает сохранению власти и собственности. Кроме того, нет никаких оснований думать, что возвращение Путина на пост президента вызовет сколько-нибудь серьезные санкции Запада по отношению к правящей группе. Напротив, практика показывает, что Путин вполне может поддерживать с США и западноевропейскими странами вполне приемлемые и для них, и для России отношения, а перспективы того, что Медведеву удалось бы добиться большего, не очень ясны.
Таким образом, ни в России, ни за ее пределами нет игроков или объективных факторов, способных побудить Путина к отказу от возвращения в президентское кресло в 2012 году. Разумеется, мы не можем исключить появления таких факторов за месяцы, остающиеся до выборов, но вероятность такого развития событий крайне мала.