У России не только два лидера. У одного из них даже два лица – по крайней мере, когда речь заходит об экономической политике.
В своем транслировавшемся по телевидению выступлении перед нижней палатой российского парламента, премьер-министр Владимир Путин пообещал выдать денег на четырехчасовой список социальных и стратегических программ. Он был похож на библейского патриарха, осыпающего своих сыновей благословлениями.
Эта версия Путина, вероятно, была хорошо воспринята его целевой аудиторией – пенсионерами, учеными и учителями (а также многими другими), которых он пообещал поддержать – но она испугала инвестиционное сообщество, которое восприняло это как знак, что давно ожидаемый рост расходов накануне президентских выборов 2012 года будет еще хуже, чем ожидалось.
Но спустя лишь несколько дней на сцену выходит другой Путин. На встрече с представителями экономических ведомств и финансовых кругов, прошедшей в понедельник и о которой подавляющее большинство российского населения, наверняка, так и не узнает, премьер-министр дал неожиданно трезвую оценку экономической ситуации и призвал к благоразумному и сдержанному подходу к будущему.
Нет «ничего хорошего», если рост социальных расходов опережает рост экономики, сказал Путин, добавив, что Россия была вынуждена принять подобные меры в результате финансового кризиса.
«Мы понимаем, что экономический рост важнее, социальные расходы идут потом».
Он также выступил за борьбу с инфляцией, предостерег от расчетов будущих бюджетов на основании слишком высоких цен на нефть и сказал, что следует и дальше держать уровень государственного долга на низком уровне.
Какой из этих Путиных настоящий, никто не знает. Вероятно, полезно, когда премьер-министр, несущий ответственность за российскую экономику объемом в 1,5 триллиона долларов, напоминает своим министрам, что он не дилетант и понимает проблемы, стоящие перед страной. И, конечно, инвесторам спокойнее, когда они слышат, как самый влиятельный человек стран призывает к бюджетной дисциплине.
Но рейтинг одобрения Путина упал до самых низких значений в ходе последних опросов, и хотя он по-прежнему остается благоприятным, в этом есть причина для беспокойства. Если уровень общественной поддержки упадет еще ниже, несложно предсказать, какой из Путиных возьмет бразды правления в свои руки.