Российские акционерные общества выплачивают держателям своих акций сравнительно невысокие дивиденды. Расходы на социальные нужды у них выше.
Держатели привилегированных акций находящегося под контролем государства оператора трубопроводов «Транснефть» удивляются – почему расходы на социальные нужды этого государственного предприятия намного превосходят дивиденды, выплачиваемые частным инвесторам? К тому же суммы, идущие на выплату дивидендов, в последнее время вообще сократились, тогда как прибыль увеличилась. По данным агентства Bloomberg, «Транснефть» отреагировала на критику, указав на то, что переводы денег детским домам и другим организациям, нуждающимся в поддержке, будут сокращены в том случае, если дивиденды будут увеличены.
Один иностранный инвестор назвал подобную аргументацию «советской пропагандой». Алексей Навальный – известный миноритарный акционер и борец с коррупцией – выложил соответствующий документ этого государственного концерна, свидетельствующий о наличие указанной связи, на своем сайте в интернете. Навальный уже давно обвиняет «Транснефть» в коррупционных действиях при распределении заказов.
Этот эпизод свидетельствует о двух вещах: в целом российские предприятия выплачивают невысокие дивиденды. Одновременно российские концерны – прежде всего находящиеся под контролем государства акционерные общества – часто используются правительством для финансирования государственных расходов. Согласно сводке, составленной российским инвестиционным банком Renaissance Capital, квоты по выплатам дивидендов в России в прошлом году были самыми низкими среди стран с развивающимися экономиками. Акционеры получили около 16% от прибыли в виде дивидендов. В Южной Африке (46%), Бразилии (44%), Китае (30%) и Индии (20) эти показатели оказались выше.
Российское правительство в прошлые годы рекомендовало государственным предприятиям выплачивать в виде дивидендов по меньшей мере 25% от прибыли, и при этом нужно учитывать, что российские акционерные общества ежегодно рассчитывают дивиденды из прибыли на основе внутренней системы отчетности. Результаты при использовании российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) могут сильно отличаться от соответствующих данных на основе международной системы учета. По РСБУ, газовый концерн «Газпром» выплатил в прошлом году своим акционерам 17,7% от полученной прибыли. Нефтяной концерн «Роснефть» в последние три года выплачивал своим акционерам от 10,5% до 14,5% от прибыли. Государственный банк ВТБ в 2009 финансовом году выплатил своим акционерам около 25% процентов от суммы прибыли, тогда как в 2010 году этот показатель составил уже примерно 14%. Его конкурент государственный Сбербанк хочет, чтобы акционеры получали около 12% от прибыли в виде дивидендов. Однако в долгосрочной перспективе показатели выплат могут составить 25%.
Аналитики из Renaissance Capital убеждены в том, что прежде всего возникшая во время кризиса дыра в российском государственном бюджете привела к тому, что на государственные концерны стало оказываться давление, и от них стали требовать повышения выплат по дивидендам. Помимо этого, некоторые предприятия увеличили дивиденды для того, чтобы стать более привлекательными для инвесторов. Кремль в рамках приватизационной волны объявил о продаже активов государственных акционерных компаний. Из-за высоких цен на нефть, обеспечивающих приток дополнительных средств в государственную казну, это давление может ослабеть. Тем не менее эксперты Renaissance Capital предсказывают, что увеличение квоты по выплатам до 70% для государственных предприятий может означать получение государством дохода в 1 триллион рублей (24,5 миллиарда евро), и за счет этого может быть покрыт годовой дефицит пенсионного фонда.
Высокие дивиденды предприятий с государственным участием могут также привести к повышению выплат при распределении прибыли у тех акционерных обществ, которые полностью находятся в частном владении. Изменение политики в области выплаты дивидендов может вызвать изменение отношений между государством и экономикой. В соответствии с советской традицией, многие предприятия помимо своей основной деятельности выполняют также такие функции, которые могли бы быть переданы государству или вообще прекращены. В государственных предприятиях эта тенденция - в сравнении с частными концернами – является более заметной. Однако и от магнатов требуют того, чтобы они поддержали такие мероприятия как Олимпийские игры в Сочи, или другие общественно-полезные инициативы. Такого рода вещи делаются в большей степени с учетом интересов политического руководства, а не населения страны. При более высоких выплатах по дивидендам и более жестком контроле со стороны инвесторов сокращается степень свободы действий менеджмента и крупных акционеров. В результате концерны должны больше концентрироваться на своей основной деятельности.