25 апреля в сирийском городе Дераа появились танки и около 3000 солдат национальной армии. В результате операции погибли по меньшей мере 20 человек, что стало поворотным моментом в борьбе режима президента Башара Асада с набирающим силу в стране протестным движением. То есть, несмотря на подписанный 22 апреля указ об отмене чрезвычайного положения, президент Сирии все же решил сделать окончательный выбор в пользу «силового решения»? По мнению автора блога A Gay girl in Damascus и сторонницы протестного движения Амины А., «в течение многих лет сирийцы спрашивали себя, станет ли Башар Асад «сирийским Горбачевым», реформатором (…) или же будет вынужден уйти». После событий в Дераа «вопрос заключается в том, будет ли покрывший себя позором режим свергнут в ходе революции или же мы погрязнем в гражданской войне».
После произошедшей в пятницу эскалации репрессий, в результате которой жизней лишились десятки людей, над Сирией встал призрак кровавой бойни в Хаме в феврале 1982 года. В тот момент президент Асад-старший отправил в Хаму свои войска, чтобы подавить восстание «братьев-мусульман». В ходе тех событий было убито от 10 000 до 40 000 проживавших в городе суннитов.
При виде проявленной сирийским режимом жестокости США решили отбросить осторожность и заявили в понедельник о том, что рассматривают ряд возможностей, «в том числе точечные санкции» в отношении высокопоставленных сирийских чиновников. К словам Вашингтона присоединились другие голоса внутри международного сообщества. Теперь пользователи сети активно обсуждают следующий вопрос: должно ли международное сообщество вмешаться в события в Сирии?
В сообщении от 23 апреля автор блога Other Suns Лейф Эриксон (Leif Eriksson) написал, что вмешательство международного сообщества в Сирии будет возможно только, если режим выйдет за «красную линию», то есть «применит против манифестантов тяжелое оружие, танки самолеты и вертолеты». В более позднем сообщении, он подчеркивает, что «вчера сирийский режим переступил через «красную линию» в Дераа. «Так что же, скоро на сирийские танки посыпятся бомбы НАТО?» - задает вопрос Эриксон в то время, как развитие событий в стране все больше начинают походить на ливийский сценарий.
И сам же на него отвечает: «Нет, это очень маловероятно. Режиму Башара Асада прекрасно это известно, и он уже выдвинул танки против укреплений мятежников». Страны Североатлантического альянса уже завязли в Ливии и не получат одобрения Лиги арабских государств на вмешательство в Сирии, - считает он. По мнению Лейфа Эриксона, многие государства, в том числе США и Израиль, испытывают серьезные опасения по поводу последствий падения режима Башара Асада для региональной и внутренней стабильности.
Шелли Би (Shelli Bee) из блога The Syrian truth считает, что «Вашингтон понимает, что обладает ограниченным влиянием на Дамаск, который уже является объектом целого ряда американских экономических санкций, союзником Ирана и врагом США». «Однако если люди продолжат протестовать, а режим вести по ним огонь, перед администрацией Обамы может встать еще более трудный выбор, чем на Ближнем Востоке», - уверяет Уолтер Рассел Мид (Walter Russell Mead) в блоге The American Interest, где он проводит анализ всех влияющих на ситуацию факторов.
Тем не менее, арабоязычный интернет уже вовсю обсуждает возможное вмешательство в Сирии иностранных войск. Авторы группы Youth Syria for Freedom в Facebook призывают ее членов проголосовать «за», чтобы «повлиять на выбор международного сообщества», в специальном опросе о необходимости вмешательства, который появился на сайте Lefigaro.fr. Призыв группы немедленно вызвал самую противоречивую реакцию.
Тем не менее, как считают в группе Youth Syria for Freedom, не стоит путать «политическое вмешательство с военной интервенцией. Разумеется, мы добиваемся исключительно политического вмешательства (…), потому что Совету Безопасности пора подготовить осуждающую режим Башара Асада резолюцию и ввести санкции против руководства системы. Военное вмешательство (…) для нас абсолютно неприемлемо, и мы рассматриваем его как дополнительную форму оккупации наравне с оккупацией семьей Асада. Однако вмешательство Запада, которое может изолировать и парализовать движение и помешать нашим людям опустить руки – такая форма давления вполне может принести пользу».
Амина А. из блога A Gay girl in Damascus выступает против вмешательства: «Я верю в нашу борьбу за демократию и, как и многие другие сирийцы, не хочу иностранной «помощи», когда речь идет об установлении демократии в нашей любимой Сирии. Мы не ищем и не нуждаемся в той помощи, которую могут предложить Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, США или Франция: мы не слепые и прекрасно видим, что эту «помощь» они предлагают только тогда, когда это отвечает их интересам».
Досталось от нее и президенту США Бараку Обаме: «Позвольте нам самим найти собственный путь к свободе и не дайте вашим вассалам в Эр-Рияде, Бейруте и Тель-Авиве нам помешать. Сидите на месте и дайте нам, сирийскому народу, впервые за многие десятки лет выбрать правительство, которое мы хотим». Дело в том, что очень многие, как и ответивший ей Айхам, считают, что «любое вмешательство или иностранные санкции лишь укрепят режим, и нанесут ущерб большей части населения и гражданской инфраструктуры страны».