Саммит участников Чернобыльской донорской конференции в Киеве, куда прибыли представители из почти полусотни стран, пожалуй, стал самым масштабным международным мероприятием, посвященным ядерной энергетике и безопасности за многие годы. По итогам конференции руководство страны заявило о том, что собрано 550 млн. евро на достройку нового саркофага над реактором ЧАЭС.
К пожертвованиям доноров подтолкнуло, очевидно, не только приближение знаковой даты (26 апреля — 25 лет со дня Чернобыльской аварии), а прежде всего события на японской станции «Фукусима-1». Радиационный след из Японии фиксируется в разных концах света — даже в Украине официально зафиксированы радиоактивные осадки.
Вопрос, впрочем, остается: не будут ли и на сей раз страны-доноры годами затягивать с выделением обещанных денег, как это было до сих пор?
Самую главную проблему участники конференции, казалось, старались не произносить вслух: немалая часть конструкций временного объекта «Укрытие», сооруженного наспех за полгода в далеком 1986-м, уже отслужили предельный срок эксплуатации (предельный срок для всей конструкции проектировщики определяли в 30 лет).
Однако объект, как признают работники остановленной станции, уже негерметичен — мелкие щели пропускают пыль и воду, и он вряд ли устоит в случае даже 5-балльного землетрясения.
Впрочем, самое главное — внутри саркофага, где все еще находится гигантская масса радиоактивного вещества, — по официальным данным, это более 100 т, а возможно, и 95% того количества, которое было до аварии.
Обет доноров
Киевский саммит, проходивший в Украинском доме, собрал более 60 участников, среди них — 17 глав государств и правительств, высшие должностные лица стран и руководители международных организаций. Помимо Украины, официальными организаторами мероприятия выступили правительства Белоруссии и России, а также Еврокомиссия, Совет Европы, Институт радиационной защиты и ядерной безопасности (Франция) и Общество технической и ядерной безопасности GRS (Германия). Соорганизатор — ООН, в т.ч. структуры, входящие в эту организацию, — Международное агентство по атомной энергии, Программа развития ООН, ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения*.
***
В саммите по вопросам безопасного и инновационного использования ядерной энергии 19 апреля участвовали президент Виктор Янукович, Генсек ООН Пан Ги Мун, президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, президенты Казахстана, Польши, Швейцарии, Венгрии и Хорватии, премьер-министры Франции, Литвы, Бельгии и Азербайджана, гендиректор Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) Юкиа Амано. 20 апреля, в рамках мероприятий, приуроченных 25-й годовщине Чернобыльской трагедии, участники саммита, в т.ч. Генсек ООН, посетили закрытую Чернобыльскую станцию.
Участники саммита приняли итоговую резолюцию. В ней отмечается, что стороны обсудили предложения международного сотрудничества «Большой восьмерки», а также более 20 других государств по выводу из эксплуатации Чернобыльской АЭС и обустройству зоны в экологически безопасную территорию.
«Проведение международной конференции по сбору дополнительных средств на чернобыльские проекты позволило привлечь 550 млн. евро, которые будут направлены на завершение всего комплекса работ на четвертом реакторе», — говорится в документе.
И далее — о том, что события на АЭС «Фукусима» привлекли всеобщее внимание к проблеме повышения ядерной безопасности и необходимости реагирования на чрезвычайные ситуации на АЭС. «Эти события доказывают, что только совместные усилия мирового сообщества способствуют укреплению ядерной безопасности, — записано в резолюции. — Мы призываем соответствующие ведомства и регулирующие органы стран с атомными электростанциями осуществить проверку АЭС с целью определения их возможностей по поддержанию необходимого уровня безопасности в случае чрезвычайных ситуаций».
Пожалуй, в этом и заключается один из важных итогов заседаний в Киеве — стороны пришли к выводу, что на международном уровне требуется некая полномочная единая организация для контроля за безопасностью действующих атомных реакторов, способная оперативно реагировать на любые вероятные нештатные ситуации. Судя по тому, о чем заявляли на саммите лидеры ряда стран, а также руководство ООН и Евросоюза, такой структурой может стать МАГАТЭ. Возможность наделения этой организации соответствующими функциями будет обсуждаться в ближайшее время на разных уровнях.
Авария на «Фукусиме» заставила международное сообщество не только всерьез вернуться к чернобыльским программам. Оказалось, что мир подходит к еще одной знаковой черте — она знаменует начало вывода из строя сотен энергоблоков по всему свету, отработавших по 30—40 лет и более. Сколько денег это потребует, какими последствиями чревато и чем обернется для мировой экономики, пока неясно. Ясно лишь то, что с проблемой вывода множества энергоблоков — построенных в 50—70-е в самых разных уголках планеты — человечество столкнется впервые.
Вернемся к наиболее важным тезисам в выступлениях на Киевском саммите.
Президент Виктор Янукович начал словами: «Чернобыльская катастрофа, произошедшая 25 лет назад в Украине, в почти в 100 километрах к северу от этого зала, где мы с вами дискутируем (ЧАЭС находится в 110 км от Киева. — Авт.), навеки изменила историю. Она подвела черту под детством человечества. Заставила мировое сообщество начать процесс кардинального изменения подходов к безопасности технологий, в частности мирного атома».
Требования вообще отказаться от использования ядерной энергии, по словам главы государства, может означать лишь искусственное торможение научно-технического прогресса. «И, будем откровенны, это просто бессмысленные и оторванные от реальности мечты, — сказал он. — Другое дело, что человечество должно научиться использовать свои научные и технологические достижения таким образом, чтобы это не угрожало планете, самому человечеству и будущим поколениям... Мировое сообщество вынесло определенные уроки из Чернобыльской катастрофы, значительно повысило требования к эксплуатации ядерных установок, выполняя, в частности, положения Конвенции о ядерной безопасности».
Тем не менее, по словам Януковича, использование ядерной энергии все еще крайне опасно, т.к. современные технологии не позволяют учитывать все риски и редкие стечения обстоятельств вроде одновременных цунами и землетрясений, как случилось в Японии. «Мировое сообщество, — продолжил президент, — получило очередное предупреждение почти перед самой 25-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС. И в этом — горький символизм, который требует от всех нас глубокого осмысления и реагирования».
После завершения строительства нового безопасного саркофага, по словам президента, Украина вместе с зарубежными партнерами планирует привлечь ведущие компании для апробации и тестирования технологий и робототехники, прежде всего технологии извлечения и переработки радиоактивных отходов в реальных условиях высокой радиации и извлечения топливосодержащих масс из разрушенного 4-го энергоблока. Для превращения станции и территории вокруг нее в экологически безопасную систему в прошлом году наконец началось строительство нового безопасного конфайнмента (от английского confinement — ограничение), а также хранилища для отработанного на станции ядерного топлива (ХОЯТ-2).
«...Дальше наполнение средствами Чернобыльского фонда и «Счета ядерной безопасности» является критически важным условием, поскольку без этого успешное завершение начатых проектов по дезактивации станции и загрязненных территорий невозможно»**, — подчеркнул президент.
***В заявлении президента прозвучало также, что Украина готова вывезти со своей территории весь высокообогащенный уран — до апреля 2012 г., когда в Сеуле (Южная Корея) состоится следующий саммит по ядерной безопасности. В 2010 г. при технической и финансовой помощи США из Украины уже было вывезено 106 кг высокообогащенного урана.
Выступление главы украинского государства заканчивалось фразой: «Использование ядерной энергии — один из залогов удовлетворения мировых энергетических потребностей, которые постоянно растут. Это возможность развития новейших технологий в промышленности, медицине, сельском хозяйстве и т.д., направленных на достижение целей развития тысячелетия».
На совместной встрече с представителями СМИ Виктора Януковича, главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и премьера Франции Франсуа Фийона от нашего президента прозвучало, что Украина получила заверения от стран-доноров в готовности выделить Чернобыльскому фонду 550 млн. евро на завершение всех проектов по ликвидации последствий аварии (прежде всего — на достройку нового объекта «Укрытие»)***. Наша страна внесет и свой вклад — 29 млн. евро (см. таблицу). Еще 1 млн. евро на эти цели выделит фонд Рината Ахметова. Страны, руководители которых пока не заявили конкретных сумм помощи (Италия, Канада, Бразилия, Мексика, Болгария), сообщат о своем решении в ближайшее время. В целом крупнейшими донорами по объекту «Укрытие» станут страны ЕС, Россия и США, а также ЕБРР.
***Чернобыльские проекты финансируются из двух фондов: Чернобыльского «Укрытие» и «Счет ядерной безопасности», которыми управляет ЕБРР. Со «Счета ядерной безопасности» финансируется строительство сухого хранилища отработанного ядерного топлива (проект ХОЯТ-2) и сооружение завода по переработке жидких радиоактивных отходов на промплощадке ЧАЭС, а из Чернобыльского фонда «Укрытие» — строительство нового укрытия над 4-м энергоблоком.
Баррозу к сказанному добавил, что ЕС призывает соседние страны провести оценивание безопасности атомных станций (в Евросоюзе намечены т.н. стресс-тесты АЭС), создать совместную систему безопасности и экстренного реагирования на случаи аварий. Оценивание безопасности станций должно проходить в рамках обязательств по управлению ядерными отходами — такие обязательства планируется принять в скором времени. В случае несоответствия критериям безопасности в атомной энергетике возможно применение санкций — заявления об этом неоднократно звучали от многих участников саммита.
В свою очередь премьер Франции поведал, что Украина как страна, столкнувшаяся с наиболее крупной атомной аварией, приглашена участвовать в саммите «Большой двадцатки», который обсудит вопросы ядерной безопасности. Он состоится в Париже в мае.
Цена вопроса
Справедливости ради отметим: на этот раз власти (если это можно отнести в заслугу) удалось договориться о такой сумме помощи для нужд ЧАЭС, которая значительно превышает согласованные и выделенные Украине за все предыдущие донорские конференции. Однако из официальных заявлений мы услышали о 550 млн. евро, тогда как общий дефицит проекта «Укрытие», по признанию всех его участников, составляет 740 млн. евро. Председатель Госагентства по управлению зоной отчуждения Владимир Холоша не так давно заявлял, что общая смета на реализацию проекта нового конфайнмента над существующим объектом «Укрытие» достигает 990 млн. евро. Звучали цифры и куда большие — свыше 1 млрд. евро.
Кроме того, стоит вспомнить, что полное покрытие расходов западные партнеры обещают Украине уже давно. Однако деньги в оговоренных объемах в силу разных причин до нас так и не дошли.
Например, не сбылись посулы профинансировать строительство двух блоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС (сейчас мы будет их достраивать, используя российский льготный кредит). Не было кредита на закупку традиционных видов энергоресурсов в первые месяцы после остановки ЧАЭС. Остались пустыми, как показали последние десять лет, и обещания выделить деньги на социальную реабилитацию города Славутич, все население которого полностью зависело от работы ЧАЭС.
А ведь Украина закрыла ЧАЭС полностью под заверения мировой общественности еще в 2000-м, когда три рабочих реактора станции покрывали около 10% энергетического баланса страны. Теперь нехватку вынуждены покрывать, импортируя дорогой импортный газ.
На саммите из уст Януковича прозвучала оценка общего экономического ущерба от аварии. Это десятки миллиардов долларов — в отдельные годы убытки достигали 8—10% госбюджета. И, по прогнозам, к 2015 г. они будут исчисляться уже сотнями миллиардов.
Как видно из аудита, проведенного в конце 2009 г. Счетной палатой, «ежегодные программы работ на площадке Чернобыльской АЭС носили формальный характер и не отражали заявленной в бюджетных запросах потребности». Они также утверждались и корректировались фактически после окончания финансового года под уже выделенные объемы финансирования и выполненные работы.
Аудиторы Счетной палаты установили, что финансирование программ по объекту «Укрытие» осуществлялось по остаточному принципу, и посему сам проект затянут на многие годы. В 2007—2009 гг. расходы на поддержание в безопасном состоянии энергоблоков и объекта «Укрытие» составили 56,2%, а на мероприятия, связанные с выводом из эксплуатации атомных блоков и отработанным ядерным топливом, — 14,5% потребности, указанной в бюджетных запросах МЧС (97% и 68% объема, предусмотренного госбюджетом на соответствующие годы).
Как следствие почти за 10 лет программы закрытия 1, 2, 3-го энергоблоков не выполнены, а стоимость нового саркофага уже превышает начальную на 60%. Более того, ввод в эксплуатацию хранилища отработанного топлива и завода по переработке жидких радиоактивных отходов затормозился почти на 10 лет. Лишь к 2008 г. саркофаг удалось укрепить, т.е. частично залатать дыры, так как в старом «Укрытии» общая площадь неплотностей, согласно официальным оценкам, уже достигала едва ли не 1 тыс. кв. м.
Все это ошеломляет, особенно если учесть, что даже ЕБРР, при условии полного финансирования достройки второго саркофага, прогнозирует завершение строительства не ранее 2016 г. То есть нынешний, уже ветхий саркофаг будет стоять без малого 30 лет — на пределе срока, отведенного строению проектировщиками.
Да, благодаря укреплению в 2008 г. старое «Укрытие» теоретически может простоять еще 15 лет. Но обратимся лишь к одному из документов, представленных Государственной комиссии СССР 11 октября 1986 г. («Заключение о надежности и долговечности конструкций покрытия, а также радиационной безопасности реакторного отделения блока №4 Чернобыльской АЭС»). В нем написано: «Учитывая низкую скорость коррозии в условиях работы конструкций, при выполненных защитных покрытиях можно считать обеспеченным срок службы: труб 30—40 лет; балок 30 лет».
Однако и эти проектные сроки (30—40 лет) не стоит путать с надежностью эксплуатации всего объекта «Укрытие». Смотрим далее по тексту: «В связи с тем, что укрытие реакторного отделения возводится на разрушенных конструкциях и в условиях высокой радиационной обстановки, не представляется возможным получить достоверные данные об их несущей способности, а также учитывая сложность установки конструкций и контроля их положения... что приводит к существенному снижению несущих способностей конструкции».
Из этого следует, что строк в 30 лет касается отдельных элементов «Укрытия», а не объекта в целом, т.к. строился он в экстремальных условиях (из-за очень высокого радиационного фона было невозможно сваривать многие конструкции, их просто клали одна на одну), без исследования устойчивости и в беспрецедентно сжатые сроки.
Что под саркофагом?
Новый гигантский защитный колпак-арка (конфайнмент) — 105 м высотой, 150 м длиной и 257 м шириной (площадь — почти четыре футбольных поля, высота больше 30-этажного дома) — должен прослужить минимум сто лет, уверяют проектировщики. СНБО допускает после его достройки использование в хозяйственных целях земель, загрязненных в результате аварии.
Контракт с французским консорциумом Novarka, выигравшим тендер на строительство укрытия, подписан в 2007 г. Заказчиком выступает ЧАЭС, подрядчиком — Novarka, а субподрядчиками, непосредственно выполняющими строительные работы, — украинские организации. Сейчас строится лишь фундамент надвижки арки. Саму арку должны собирать в стороне от реактора, чтобы уменьшить облучение строителей, и затем переместить по рельсам в нужное положение, чтобы целиком накрыть аварийный реактор. К этой части из-за отсутствия денег пока даже не приступали.
Насколько опасно то, что находится внутри «Укрытия»? По официальным данным, перед аварией в реакторе четвертого блока находилось 180—190 т ядерного топлива (диоксида урана). По оценкам, которые считаются достоверными, в окружающую среду выброшено от 5 до 30% этой массы. Некоторые специалисты оспаривают эти данные, указывая на фотографии и ссылаясь на свидетельства очевидцев о том, что мертвый реактор перед возведением саркофага уже был почти пуст.
Однако сторонники официальной версии утверждают, что объем 180 т диоксида урана составляет лишь незначительную часть объема реактора, который в основном был заполнен графитом, сгоревшим в первые же дни аварии. Помимо топлива, в активной зоне содержались т.н. продукты деления, трансурановые элементы, радиоактивные изотопы. Считается, что они и представляют наибольшую опасность, т.к. основная их часть осталась внутри реактора.
Исследователи не раз заходили внутрь саркофага и пытались определить, где сосредоточены самые опасные радиоактивные массы. Лавообразные материалы, включающие обогащенный уран, обнаружены во многих помещениях под бывшим реактором. Был сделан вывод, что попадающая сквозь неплотности укрытия вода может стимулировать дальнейшие процессы в топливосодержащих материалах. А так как надежных физических барьеров на пути радиоактивности нет, остается вероятность, что они начнут проникать в землю, т.е. могут заражать грунт и подводные воды.
Причины аварии
Существуют по крайней мере два подхода в объяснении причин Чернобыльской аварии. Первоначально вину за катастрофу, как известно, возложили исключительно на персонал, затем — на разработчиков реактора.
Первую версию изложили Госкомиссия, сформированная в СССР для расследования причин катастрофы, а также суд и КГБ, проводивший собственное расследование. Она допускает, что персонал проводил эксперимент по повышению мощности реактора «любой ценой», несмотря на явное изменение состояния реактора, и отключил исправные системы защиты, которые могли остановить реактор еще до того, как он вошел в опасный режим.
Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности (INSAG) в 1993 г. опубликовал собственный отчет о причинах аварии, где акцентировал на недоработках проектирования реактора. Согласно этой версии персонал, вероятно, не был информирован об опасностях, и либо неумышленно нарушил инструкции, либо отключение защиты не противоречило нормативным документам.
В СМИ и массовой литературе высказывается немало альтернативных гипотез. Среди них так называемый «срыв» циркуляционных насосов, вызванный превышением допустимого расхода воды и разрывом трубопроводов.
Высказываются предположения и о диверсии, по какой-то причине скрытой властями.
Еще одна точка зрения, широко известная, объясняет аварию возможным локальным землетрясением. Обосновывая ее, ссылаются на сейсмический толчок, зафиксированный в момент аварии. Сторонники версии говорят, что толчок был зарегистрирован до, а не в момент взрыва, а соседний третий блок не пострадал, потому что испытания проводились только на четвертом энергоблоке. Однако сотрудники АЭС, находившиеся на других блоках, никаких вибраций не зафиксировали.
Справка «2000»
Основные работы по строительству действующего саркофага и ликвидации последствий взрыва четвертого энергоблока выполнены в 1986—1987 гг., их производили примерно 240 тысяч человек. Общее количество ликвидаторов (включая все последующие годы) достигает 600 тысяч человек.
В результате аварии из сельскохозяйственного оборота выведено около 5 млн. га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжелой техникой) сотни мелких населенных пунктов.