Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Образ новой России в Париже

Испанский архитектор Нуньес-Яновский выиграл конкурс на разработку проекта православной церкви

© коллаж ИноСМИфранция россия
франция россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первое, что сделал Царь Александр I, когда, разбив наголову наполеоновские войска, победоносно вошел в Париж 31 марта 1814 года во главе казачьих сотен, было издание Указа о том, что он берет столицу Франции под свою личную опеку, чтобы таким образом спасти ее от насилия и бесчинств со стороны победителей.

Первое, что сделал Царь Александр I, когда, разбив наголову наполеоновские войска, победоносно вошел в Париж 31 марта 1814 года во главе казачьих сотен, было издание Указа о том, что он берет столицу Франции под свою личную опеку, чтобы таким образом спасти ее от насилия и бесчинств со стороны победителей. И, благодаря этому, навсегда завоевал признательность парижан. Последним русским Царем, посетившим Париж, был Николай II. Восторженно встреченный населением, он продолжил традицию укрепления мира и в 1896 году заложил первый камень в основание красивейшего моста имения Александра III, построенного в честь его отца и ставшего символом французско-российской дружбы.

Более века спустя, Россия хочет оставить еще один свой след в сердце Парижа: одновременно политический, духовный, культурный и архитектурный, построив монументальный православный храм на берегу Сены, всего лишь в нескольких шагах от Эйфелевой башни.

Мануэль Нуньес–Яновский (Manuel Núñez-Yanowski), испанский архитектор, уже долгие годы проживающий во Франции, стал победителем международного конкурса проектов, организованного правительствами России и Франции для воплощения в жизнь этой идеи. Именно он был выбран для того, чтобы взять на себя непростую задачу гармоничного встраивания храма, жестко привязанного к барочной эстетике русских православных церквей, в рациональный Париж барона Османа (Haussmann).

«Это весьма знаковый проект как для России, так и для Франции» -подчеркивает автор-, как по своей значимости, так и по местоположению. Он будет установлен в самом центре города. Строительство храма, как выражается Нуньес–Яновский, будет сопоставимо с «приземлением православного и постсоветского НЛО в самом центре Парижа». Традиционные русские купола в форме луковиц, которые будут составлять общую панораму с механическими очертаниями Эйфелевой башни, окажут сильное влияние на восприятие и в корне изменят парижский ландшафт.

Вопрос строительства новой русской церкви в Париже был впервые официально поставлен в 2007 году во время визита во Францию тогдашнего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и получил политическое одобрение во время двусторонней встречи президентов России и Франции, Дмитрия Медведева и Николя Саркози, которая состоялась в рамках Международной конференции ООН по проблеме глобального потепления климата (Копенгаген, 2009 год). Через несколько месяцев Франция передала российским властям за 70 миллионов евро старое здание метеорологического центра Méteo-France, на которое также имела свои планы Саудовская Аравия. Оно занимает выгодное стратегическое положение напротив причала Понт де Альма (Pont de l’Alma), в 200 метрах от недавно построенного Музея на набережной Бранли (Quai Branly), автором проекта которого является известный французский архитектор Жан Нувель (Jean Nouvel).

Интерес России к зданию метеоцентра Méteo- France –который в следующем году переместится в новое строение в предместьях Парижа- в течение некоторого времени вызывал обеспокоенность Центрального управления внутренних дел Франции (DCRI), поскольку рядом с будущим храмом находится Дворец Альма (Palais de l'Alma), бывшие конюшни Наполеона III, где в настоящее время располагаются различные службы и управления, работающие в контакте с аппаратом президента Французской Республики.

Именно здесь в 2014 году будет воздвигнута новая русская церковь, главная задача которой, причем задача государственной важности, будет состоять в том, чтобы привлечь русскую общину под юрисдикцию Московского Патриархата. Дело в том, что в силу исторических причин единственным русским православным храмом в Париже является Собор Святого Александра Невского, освященный в 1861 году. Он находится на тихой улочке Дару (Daru) и относится к Константинопольскому Патриархату.

На конкурс, организованный правительствами России и Франции, было представлено в общей сложности 109 проектов, из которых после тщательного анализа были отобраны три финалиста: команда архитекторов, в которую вошли французская студия Sade под руководством Мануэль Нуньеса–Яновского и российский коллектив Arch Group; французский архитектор Фредерик Борель (Frédéric Borel) и творческий союз французского архитектора Жана-Мишеля Вильмотте (Jean-Michel Wilmotte) и российского Управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2». Жюри, состоявшее из представителей правительств обеих стран, а также парижского муниципалитета, 17 марта этого года приняло окончательное решение подписать контракт на проектирование стоимостью 34,5 миллионов евро коллективу под руководством Нуньеса-Яновского. Строительство, начало которого запланировано на 2012 году, будет вести компания Nexity.

Проект Нуньеса-Яновского предполагает возведение храма с соблюдением традиционных канонов, который будет увенчан пятью позолоченными куполами. При этом само здание будет накрыто сверху легкой стеклянной крышей, прообразом Покрова Пресвятой Богородицы, что придаст ему современный вид, что и являлось основным условием конкурса: сочетание традиций и современности. «Считаю это единственным правильным решением. Церковь, являясь символическим сооружением, не может нести в себе следы авторской архитектуры. Здесь просто не может быть иной архитектуры, кроме архитектуры православного храма», поясняет Нуньес–Яновский. Церковь будет размещаться в центре большого романтического сада, который будет просматриваться с улицы. Этот сад смогут свободно посещать все желающие. В нем автор проекта хочет воссоздать дух величественного сада во всем буйстве весенних красок. Приблизительно такой, какой художник-импрессионист Клод Моне создал в своем загородном доме в Живерни (Giverny). Сад, который будет подниматься по склону в виде своеобразного каскада террас, закроет собой административное здание, прилегающее к храму. В нем разместятся служебные помещения, общежитие для священнослужителей и семинаристов, культурный центр и различные службы, а также ресторан.

Воздушная стеклянная вуаль будет ниспадать от основания куполов и покрывать весь храмовый комплекс, окруженный высокой прозрачной изгородью из стекла длиной 200 метров по периметру. Она в какой-то степени будет напоминать ограду, которая окружает расположенный неподалеку Музей на набережной Бранли. Она будет выполнять функцию культурного проводника, своеобразного «интерактивного дацзыбао», поясняет Нуньес-Яновский, проводя параллель с рукописными листовками, которые китайцы расклеивают на стенах. «Это будет самая большая в мире православная витрина, и она будет находиться в Париже», подчеркивает зодчий. Образ новой России. Ни Александр I, ни Николай II не смогли бы придумать что-либо лучшее.

Испанец, родившийся в Самарканде

Мануэль Нуньес–Яновский родился в Узбекистане, в Самарканде, в 1942 году. В Барселоне он обучался архитектуре и там же начал свою профессиональную деятельность. Он стал одним из основателей Архитектурной мастерской (Taller de Arquitectura), которую оставил в поисках новых проектов сначала в Бельгии, а затем во Франции, где он спроектировал целый ряд зданий. Среди наиболее выдающихся стоит отметить жилой комплекс Les Arènes de Picasso в городке Noisy-le-Grand (1984), представляющий собой целый район из 540 жилых домов и нескольких школьных учреждений, а также несколько зданий в Париже. Хотя в Барселоне архитектурное наследие Нуньеса-Яновского не столь велико, но, тем не менее, нельзя не упомянуть такие известные сооружения как школу Esade (1992) и новое здание Театра Lliure на Площади Агрикультуры в районе Монжуик (Montjuïc). Построенная в 1996 году, это сооружение на какое-то время вернуло его к театру, одному из увлечений молодости Нуньеса. С 1991 года зодчий работает в партнерстве с Мириам Тейтельбаум (Miriam Teitelbaum), вместе с которой основал Общество архитекторов и градостроителей SADE (Society of Architects and Developers), занимающееся разработкой архитектурных проектов и вопросами городского благоустройства. SADE осуществило ряд проектов в России (в частности, в Калининграде, Санкт-Петербурге, Москве…), так что в этой стране коллектив Нуньеса-Яновского отнюдь не новичок. Стиль архитектора, характерный присутствием барочных элементов, созвучен модернизму Гауди.