Российский лидер произносит четырехчасовую речь, полную пустых банальностей о воображаемых достижениях, обещаний светлого будущего и мрачных предостережений по поводу опасного влияния из-за рубежа. Речь 53 раза прерывается аплодисментами.
Звучит знакомо?
Несколько месяцев назад я уже писал о поразительном сходстве между премьер-министром Владимиром Путиным и бывшим советским лидером Леонидом Брежневым. Каждый пришел на смену предшественнику-реформатору, которого, в конечном итоге, посчитали неумелым, изменчивым и неэффективным, - в случае Брежнева это был Никита Хрущев, в случае Путина – Борис Ельцин. Оба возвестили эпоху стабильности и сравнительного процветания благодаря высоким ценам на нефть. И оба возглавляли страну в «золотые времена», длившиеся примерно десятилетие.
Но к концу 1970-х годов правление Брежнева начало терять свой блеск, в то время как советская экономика обнаружила себя в застое, продолжительность жизни упала, а страна столкнулась с такими социальными проблемами, как безудержный алкоголизм, прогулы рабочих и широко распространившийся цинизм.
Владимир Путин находится у руля страны около 12 лет. Если сравнить это с Брежневым, то мы окажемся примерно в 1976 году – буквально перед тем, как все пошло наперекосяк. Именно в 1976 году 70-летний Брежнев, как сообщалось, рассматривал возможность ухода на покой.
Вместо этого он остался у власти, наградил себя третьим орденом Героя Советского Союза, принял военный ранг маршала и ввел в стране новую Конституцию. Ах да, и в то время как уровень жизни падал, а общее чувство тревоги росло, он произносил много длинных и бессвязных речей.
В опубликованном в газете Moscow Times комментарии (названном «Владимир Ильич Путин»), бывший депутат Госдумы и сегодняшний оппозиционер Владимир Рыжков написал о том, насколько сильно речь премьера в Думе на прошлой неделе напомнила ему о Брежневе:
Длящиеся в среднем четыре часа каждое выступления Путина в Государственной Думе и перед телевизионной аудиторией стали такими же аморфными и бессодержательными. И, как и речи Брежнева, выступление Путина в Думе в среду 53 раза прерывалось на аплодисменты. Как и во времена Брежнева, Путин выступал перед политиками, являющимися членами его собственной партии.
Рыжков заметил, что во времена Брежнева «россиян кормили обещаниями неизбежного решения проблем дефицита продуктов, жилплощади и стабильного экономического роста, даже когда всем было очевидно, что их уровень жизни лишь падает с каждым проходящим годом».
Он добавляет, что «сегодня мы наблюдаем такой же брежневский застой, включая официальное молчание по поводу глубоких экономических и политических проблем страны, манипуляцию статистикой и безудержный алкоголизм и наркоманию».
И, как и в конце 1970-х, звучат пустые банальности и невероятные обещания:
Путин не упомянул ни одну из своих неудач за первые 10 лет у власти – период, когда он не выполнил ни одного важного обещания. Помните его знаменитое обещание, что к 2015 году ВВП на душу населения достигнет уровня Португалии? Осталось лишь четыре года, и очевидно, что России не удастся сократить этот разрыв.
Что еще важнее, в ходе своего выступления он пообещал чудесным образом удвоить текущий ВВП на душу населения, составляющий 15837 долларов (на основании рейтинга паритета покупательной силы МВФ), до 35 тысяч долларов к 2020 году. Он также сказал, что к 2020 году Россия наверняка войдет в пятерку крупнейших экономик мира. Мы уже слышали это обещание в 2007 году, вместо этого, Россия упала до 10-го места.
Путин не упомянул, что не смог диверсифицировать российскую экономику или снизить ее зависимость от экспорта и импорта. Он также не взял на себя никакой ответственности за то, что за годы его правления объем коррупции вырос в десять раз. И Путин удобно для себя не стал отвечать на вопрос о том, почему российская экономика находится в глубоком кризисе, в то время как экономики ее главных соперников из БРИК – Индии, Китая и Бразилии – демонстрируют стабильный рост.
И, как и в прошлых выступлениях, Путин пообещал «увеличить продолжительность жизни, модернизировать инфраструктуру, превратить рубль в мировую резервную валюту, а Москву – в международный финансовый центр».
Осознает ли Путин свое сходство с Брежневым? Подозреваю, что да.
Как я уже писал, Путин понимает уроки конца 1970-х слишком хорошо: застойная экономика и умирающая политическая система могут потопить супердержаву. Но он также очень хорошо понимает уроки конца 1980-х и начала 1990-х: неуправляемые экономические и политические реформы могут быстро выйти из-под контроля Кремля.
Драма, которую мы будем наблюдать в этом году, в основном будет связана с его попытками примирить непримиримое и совершить невозможное.