Начавшееся традиционное весеннее наступление талибов вновь вывело Афганистан на первый план в списке проблемных вопросов и несколько пошатнуло оптимистичные прогнозы американских военных относительно исхода войны. Вообще, это наступление уже породило серьезные сомнения насчет эффективности стратегии по постепенной замене солдат коалиции на афганские силы безопасности. За последние несколько недель талибы, которые уже давно забросили прямые атаки на гораздо лучше вооруженные и подготовленные иностранные войска, провели целый ряд впечатляющих акций против афганской армии и полиции, пролив тем самым свет на их крайнюю неэффективность.
Произошедший в субботу побег почти 500 талибских заключенных из тюрьмы в Кандагаре (уже второй случай менее чем за три года), стал лишь последним в цепи инцидентов, проиллюстрировавших неспособность афганских сил выполнить элементарные задачи по обеспечению безопасности и разведки. Побег, на который также наложилось убийство начальника кандагарской полиции, наглядно продемонстрировал, что талибы могут действовать, как им вздумается, в самом центре своей бывшей столицы. За три месяца им удалось незаметно прорыть туннель в центр города и в течение четырех часов вывести по нему около 500 заключенных, не подняв при этом тревогу. И как, спрашивается, в этих условиях население может доверять силам безопасности?
Несмотря на то, что в такого рода конфликтах поддержка населения играет решающее значение, у него сейчас есть немало причин держаться в стороне. Так, произошедшее в Лашкар Гахе (столица провинции Гильменд, которая этим летом должна полностью перейти под контроль афганских властей) убийство бывшего главы округа Марья Абдула Захира подчеркнуло полную неспособность афганской власти обеспечить безопасность своих сторонников. Абдул Захир специально вернулся из Германии, чтобы взять на себя руководство районом, который должен был стать символом новой американской стратегии по борьбе с талибами, обустройству страны и передаче всех полномочий афганцам.
С военной точки зрения, американской армии удалось добиться видимых успехов вблизи Кандагара: талибы отступили или же скорее вернулись в свои деревни в ожидании лучших времен. Обустройство – это медленный, трудный и спорный процесс, однако он все же более-менее движется. В то же время передача власти афганцам, которые явно не готовы к такому шагу, может поставить под угрозу все достигнутые результаты.
Наращивая ускоренными темпами число служащих армии и полиции (чтобы позволить скорейший вывод иностранного контингента), коалиция отдала предпочтение количеству в ущерб качеству и сейчас за это расплачивается. С марта 2009 года 38 солдат коалиции были убиты в инцидентах, которые спровоцировали афганские солдаты и полицейские, а также проникшие в их ряды или же просто переодетые в форму афганских сил безопасности мятежники.
Убийство семи иностранных сотрудников ООН в Мазари-Шарифе (этим летом безопасность города полностью ляжет на плечи афганцев) продемонстрировало одновременно некомпетентность полицейского руководства, слабость сил безопасности и их неспособность взять под контроль манифестацию, об организации которой было объявлено заранее. Афганские полицейские силы страдают от структурных дефектов, которые не получится исправить всего за шесть недель подготовки. Неграмотность, наркозависимость и коррупция – все это долгосрочные препятствия на пути создания способного выполнять поставленные задачи ведомства.
Противоречивая логика
Хотя в армии дела обстоят несколько лучше, она все равно страдает от этнического дисбаланса, отсутствия должного руководства и системы обеспечения, которая могла бы удовлетворить потребности войск. Она не в состоянии действовать по-настоящему самостоятельно, а эффективность подразделений в значительной степени зависит от крайне неровного качества командования.
Президенту США Бараку Обаме, который пообещал начать вывод войск летом 2011 года, в скором времени придется иметь дело с двумя противоречащими друг другу взглядами. Так, военные полагают, что увеличение воинского контингента принесло свои плоды и что им нужно продолжать движение в том же направлении. Политики же в свою очередь считают, что военная победа невозможна и что им нужно начать переговоры о выходе из конфликта. Хотя вообще-то для переговоров нужно двое, а талибы пока что не продемонстрировали особого желания вести диалог. Пакистан, бесспорно, сможет их «убедить», но для этого он должен видеть здесь собственный интерес при том, что его нынешние отношения с Вашингтоном натянуты до предела.
Тем временем стратегия по передаче ответственности в руки самих афганцев, которую президент Обама представлял как способ выйти из разорительного конфликта, не находит подтверждения в фактах. Что касается «успеха» вывода войск в назначенные сроки, он выглядит все менее и менее вероятным.