Десятилетия близорукой политики в отношении космической отрасли сейчас приносят свои горькие плоды.
В прошлую пятницу российские информационные агентства процитировали представителя «Роскосмоса», заявившего, что Россия не разрешит стыковку «небезопасных» кораблей с Международной космической станцией.
Звучит разумно, не правда ли?
Однако эта мера - не то, чем она кажется. На самом деле речь идет о грубой попытке избавиться от конкуренции со стороны перспективной американской компании.
Вот что этому предшествовало: в 2004 году после аварии шаттла Columbia администрация Буша решила, что в 2010 году нужно будет свернуть программу «Спейс-шаттл» (в прошлом году два последних полета перенесли на этот год, однако в этом году полеты шаттлов практически наверняка будут завершены). Однако тут возникла проблема. «Челноки» были для Америки единственным средством доступа на МКС. Таким образом, без шаттлов или другого аналогичного по функциям средства доставки американских астронавтов на орбиту и с орбиты, которое могло бы заменить шаттлы, мы окажемся в полной - даже не частичной - зависимости от российских «Союзов» (играющих роль «спасательных шлюпок» для МКС, так как «челноки» способны проводить на орбите не больше пары недель и – в отличие от «Союзов» - не могут месяцами оставаться пристыкованными к станции).
Поэтому одновременно с решением списать шаттлы администрация провозгласила в рамках принятой в январе того же года программы по освоению космоса, что НАСА должна будет разработаться «пилотируемый исследовательский аппарат» (CEV). Предполагалось, что он войдет в строй не позднее 2014 года (а возможно и раньше) и даст возможность астронавтам выбираться за пределы земной орбиты, а также сможет обеспечивать доступ на МКС и служить «спасательной шлюпкой», что позволило бы нам полностью или в большой мере перестать зависеть от русских.
К несчастью, случилась неприятность – НАСА Майка Гриффина (Mike Griffin) вместо того, чтобы разрабатывать CEV, на базе существующего аппарата (например, ракеты-носителя Atlas-V производства United Launch Alliance), решило создать абсолютно новую ракету-носитель под названием Ares-I (в качестве первого этапа более масштабного проекта, позднее получившего название Ares-V). Частично это было сделано для того, чтобы сохранить за программой поддержку Конгресса, использовав в новом проекте ту же (крайне дорогостоящую) рабочую силу, которая была задействована в проекте «Спейс-шаттл» на внеконкурсной и безальтернативной основе.
В 2009 году тщательно подобранный комитет во главе с ветераном космической индустрии Норманном Огустином (Norman Augustine) заключил, что для завершения проектов Ares и Orion (такое название получил проект «пилотируемого исследовательского аппарата»), на которые уже были потрачены десять миллиардов долларов, нужно еще несколько десятков миллиардов долларов и не меньше восьми лет. Таким образом, НАСА, израсходовав свои ограниченные ресурсы на ущербный и ненужный проект в условиях отсутствия конкуренции, фактически продлило период, в течение которого мы будем вынуждены полностью полагаться на русских, с одного года на неопределенный срок.
К счастью существовал запасной план, по слухам навязанный агентству Белым домом. Он предусматривал привлечение частных компаний к обеспечению – как минимум – доставки грузов на МКС после списания шаттлов. Эта программа носит название «Коммерческая орбитальная транспортировка» (COTS) и состоит из ряда небольших контрактов с фиксированными ценами, итогом одного из которых стал в декабре успешный запуск компанией Space Exploration Technologies (SpaceX) корабля Dragon («Дракон») с помощью ракеты-носителя Falcon-9.
После того, как «Дракон» успешно продемонстрировал способность выходить на орбиту и сходить с нее, причем с грузом (его роль выполняла головка сыра), остался следующий шаг – продемонстрировать способность состыковываться с МКС. После этого SpaceX могла бы начать обслуживать МКС, частично компенсировав Америке отказ от шаттлов. Кроме того, она (вместе с рядом других компаний) недавно получила 75 миллионов долларов в качестве ассигнований на первый этап разработки системы, которая позволит «Дракону» доставлять экипажи с космической станции и на нее, а также играть роль спасательной шлюпки.
И тут в игру вступают русские. МКС для них – это очень выгодный бизнес, приносивший им немало твердой валюты (если, конечно, доллар еще можно так называть) в девяностые, когда станция строилась, и продолживший оставаться доходным и после того, как больше десяти лет назад на станции появился первый долговременный экипаж. Как обладатели монополии на «спасательные шлюпки», а со следующего года еще и на доставку экипажей на станцию, они задирают цены на свои услуги (сумма последнего контракта составляла 63 миллиона долларов на астронавта, в то время как SpaceX запросила лишь 20 миллионов долларов). Вдобавок, они получили хорошую возможность обходить Закон о нераспространении вооружений в Иран, Северную Корею и Сирию (Iran/North-Korea/Syria Non-Proliferation Act). Несмотря на то, что Россия продолжает помогать Ирану разрабатывать ядерные бомбы и ракеты, Конгресс вынужден каждый раз при обсуждении нового контракта делать для нее исключение из закона.
Конкуренция в принципе не в интересах русских, тем более, конкуренция со стороны энергичной частной американской компании, с которой они (как и китайцы) не смогут конкурировать в области цен. К счастью для них, они входят в число «партнеров» по МКС, и это, как показала прошлая пятница, позволяет им вставлять палки в колеса конкурентам. Фактически, они обладают правом вето по вопросам, связанным с безопасностью. Для них очень удобно, что единственный реальный способ доказать способность корабля к безопасной стыковке со станцией – это провести стыковку. Они могут объявить это «небезопасным», что, в свою очередь, приводит к ситуации «Уловки-22». Бремя доказательства ложится на SpaceX, от которой требуется сделать то, что ей запрещено делать. Конечно, в прошлом автоматические космические корабли из Европы и Японии уже проводили стыковку с МКС без всяких возражений со стороны русских - но эти корабли не угрожали их монополии на доставку экипажей.
Разумеется, Конгресс в прошлом году едва не усугубил ситуацию дополнительно. Исходно он хотел вообще лишить коммерческую транспортировку финансирования, перебросив все средства на бессмысленный проект «сенатской ракеты-носителя». К счастью остатки здравого смысла восторжествовали, и, хотя три миллиарда на свою любимую игрушку Конгресс все-таки выделил, программам коммерческой транспортировки тоже что-то достанется. Между тем эти программы – единственный наш шанс избавиться от зависимости от русских вымогателей. У НАСА просто нет другого выбора, если оно хочет продолжать участвовать в проекте МКС. Впрочем, конечно, еще мы можем продолжать годами платить русским деньги, которые могли бы пойти частным американским компаниям, и при этом позволять им помогать нашим врагам.
Рэнд Симберг - авиакосмический инженер, консультант в областях коммерциализации космоса, космического туризма и интернет-безопасности и внештатный научный сотрудник Института конкурентного предпринимательства (Competitive Enterprise Institute). Публикует свои комментарии – временами весьма острые – о космосе и не только в своем блоге Transterrestrial Musings.