Милораду Додику грозят серьезные санкции со стороны ЕС, если идея голосования будет продолжать развиваться, предупреждает представитель международного сообщества в Сараево.
Боснии угрожает самый серьезный кризис с момента окончания войны шестнадцать лет назад, из-за сербской раскольнической, сепаратистской политики, направленной на то, чтобы парализовать жизнь страны, по данным ведущих международных чиновников, наблюдающих за процессами в этом государстве.
Валентин Инзко (Valentin Inzko), австрийский дипломат, который является верховным представителем международного сообщества в Сараево, заявил Guardian, что он попытается остановить референдум, объявленный Милорадом Додиком (Milorad Dodik), лидером боснийских сербов, о том, стоит ли отказаться от Государственного суда по военным преступлениям Боснии и специальной прокуратуры, основанных в 2005 году международным указом.
Инзко заявил, что серьезные санкции Европейского Союза могут быть введены против Додика и его приспешников, если он не отступится от своей идеи голосования, которое парламент боснийских сербов одобрил значительным большинством в этом месяце. «Это определенно самый серьезный кризис со времен подписания Дейтонских соглашений (которые положили конец четырехлетней войне в 1995 году)», - отмечает Инзко. «Никогда раньше не планировалось подобного референдума. Это намерение отбросит назад все достижения. Оно бросает вызов роли верховного представителя. Это будет прямым нападением на Дейтонскую систему… Я бы отменил этот закон».
Додик, президент сербской половины Боснии, известной как Республика Сербская, пообещал на этой неделе, что он не отступится, и что идея голосования будет продолжать реализовываться.
Решение устроить референдум было официально опубликовано в среду, что означает, что голосование должно состояться в течение восьми недель после этого. Додик полагает, что суд и прокуратура были пристрастны, необъективны и предвзяты по отношению к сербам, и эти институты и их полномочия пора устранить.
Он заявил, что руководство боснийских мусульман, при международной поддержке, стремилось к созданию преимущественно исламского государства.
Додик регулярно дразнит международных посланников, которые пытаются управлять Боснией с 1990-х годов. Он не исповедует никакой лояльности или привязанности к государству под названием Босния и Герцеговина, и ставит под вопрос его жизнеспособность. Референдум рассматривается как его самый дестабилизирующий шаг, а также как шаг к распаду Боснии, что может вызвать войну.
«Многие думают, что этот референдум – это репетиция для еще одного референдума в будущем, на этот раз о статусе Республики Сербской (об отделении), но это только слухи, нереалистичные в данное время», - заявил он на прошлой неделе.
Новый представитель Евросоюза на Балканах Мирослав Лайчак (Miroslav Lajcak) отправляется в Банья-Луку, на базу Додика, чтобы зачитать ему строгое предупреждение и приказать ему отозвать референдум, сообщают высокопоставленные дипломаты.
Инзко указал, что международное сообщество идет в направлении решительного столкновения с Додиком, и что в какой-то момент времени в ближайшие две недели он применит свои официальные полномочия, чтобы попытаться остановить референдум.
«Я надеюсь, Лайчак сможет сказать им не делать этого. В противном случае придется действовать мне. Закон боснийских сербов будет аннулирован. Крайний срок не может длиться слишком долго, от десяти дней до двух недель, я полагаю, это максимум».
Лайчак, как ожидается, предупредит Додика, что если он проигнорирует международный запрет на референдум, он может столкнуться с санкциями со стороны Евросоюза, аналогичными тем, что были введены в отношении Роберта Мугабе и Муаммара Каддафи – запрету на поездки и замораживанию его активов и банковских счетов.
Правительства стран ЕС в последнее время пришли к согласию по поводу «набора инструментов» кнута и пряника, чтобы повернуть вспять годы неудач в Боснии. Кэтрин Эштон (Catherine Ashton), высокий представитель ЕС по внешней политике, вот-вот назначит нового «спецпредставителя» в Сараево с усиленными полномочиями.
Решительное столкновение с Додиком, весьма вероятно, приведет к интенсификации опасного курса Боснии и к ее параличу. Тупик, мертвая точка со времен выборов в октябре прошлого года оставили страну без центрального правительства на семь месяцев, и никакого просвета не видно.
Описывая Боснию как «принципиальный вызов стабильности в Европе в этом году», Джеймс Клаппер (James Clapper), американский директор по национальной разведке в прошлом месяце также заявил, что страна – «в смятении и беспорядке».
«Этнические сербы судачат об отделении от Боснии, и это продолжит разжигать страсти», - отмечает он. «Этнические вопросы по-прежнему доминируют в политическом процессе… усилия Евросоюза и США по достижению компромиссов имеют мало успеха».
Мусульманско-хорватская часть страны также стала резко расстроенной и плохо функционирующей. Лидеры боснийских хорватов, базирующиеся в Мостаре на юго-западе, предпринимают усилия по бойкотированию федеративного правительства и парламента, проиграв на коалиционных переговорах. Они горько жалуются на то, что их игнорирует более крупная боснийская мусульманская община, и на прошлой неделе сформировали Хорватскую национальную ассамблею – для координации ведения политики в районах с этническим хорватским большинством. «С этим у меня нет проблем, если это конституционно», - говорит Инзко. «Мы посмотрим, организуют ли они параллельные структуры или нет. Это очень важно. Тогда мне, возможно, придется сделать что-то».
Хорваты требуют того, чтобы Босния была разделена на три части по этническим линиям, чтобы включить отделенную хорватскую часть. Додик потворствует этим требованиям, чтобы ускорить развал страны, которую он постоянно называет нелегитимной и неработоспособной.
Высокопоставленные дипломаты в Сараево отмечают, что это будет запоздалый триумф для Слободана Милошевича и Радована Караджича, лидеров сербов и боснийских сербов, которые руководили военными усилиями по уничтожению страны и были обвинены в геноциде. «Это будет означать, что Сребреница (где сербы убили 8 тысяч боснийских мусульман мужского пола) окажется за границей для боснийских мусульман», - заявил высокопоставленный дипломат. «Международное сообщество никогда этого не примет».