НАТО представляет собой очень разношерстный союз, внутри него ведется противоречивая текущая политика, самые различные группы стран, связанные общими интересами, стараются их продвигать. К счастью, речь не идет о хаотической борьбе, так как в этом случае организация была бы парализована, но все же весьма чувствуется, что иногда интересы различных стран противопоставлены друг другу. Каждый документ и каждое совместное заявление НАТО — это результат компромисса, иногда они даже не отражают первоначальных намерений.
В целом, НАТО можно разделить на четыре группы, движимые самыми разнообразными интересами, которые могут совпадать либо расходиться в соответствии с затрагиваемой темой. Первая и самая влиятельная группа состоит из государств-основателей Североатлантического Альянса, среди которых также и Италия. Вторая группа представлена странами-участницами бывшего Варшавского договора, а также прибалтийскими странами, входившими в состав Советского Союза. Третья группа включает государства, образовавшиеся после распада Югославии, и Албанию. Четвертое образование скорее представляет собой позицию, чем группу, потому что речь идет только об одной стране, Турции. Это старый член Североатлантического союза с очень специфическим характером.
Классификация некоторых фактов, касающихся турецкой политики, позволит нам понять особенности этой страны. В редких случаях Турция склонна играть в общей команде, когда к ее национальным интересам не прислушиваются. Присоединение Турции к НАТО произошло в далеком 1952 году, это результат старой политики расширения, когда большее значение имела способность страны внести военный вклад в Альянс, чем демократические стандарты государства, желающего войти в него. Действительно, с населением чуть меньше 80 миллионов человек и значительной военной мощью, которой она располагает, Турция оказывала и оказывает ощутимую помощь НАТО. Ее геополитическое положение позволяет Альянсу занять очень выгодную позицию и окружить старого врага (СССР), заблокировав практически весь его военный флот в Черном море.
Сегодня все поменялось, и Турция в международных вопросах не всегда согласна с общей политикой НАТО и Европейского союза. Турция ведет игру, по крайней мере, на пяти политических фронтах, и она заинтересована в расширении своей гегемонии почти везде, особенно посредством торговли и сотрудничества. Ее внешняя политика отличается жесткостью и определенностью, Турция редко идет на компромиссы и позиционирует себя как межрегиональную державу, как в Европе, так и в Азии и на Ближнем Востоке. Турция считает свой статус члена НАТО очень важным, которым можно «гордиться», потому что он увеличивает ее влияние в арабском мире и в Центральной Азии, а также и внутри Альянса. Анкаре одной удается иметь такой же вес, как и любой другой группе давления внутри НАТО.
На международной арене Турция является союзницей Ирана и Азербайджана, у нее отличные отношения со многими ближневосточными и восточноевропейскими странами, она очень важный экономический партнер России, которая признает ее политический вес и развивает с ней равноправные отношения. Последнее утверждение не стоило бы приводить, если бы не высокомерная внешняя политика России, которая удостаивает равноправными отношениями только небольшое количество избранных стран. Как бы странным это не казалось, Анкара является одним из наиболее важных партнеров Грузии в политическом, экономическом и особенно в военном плане. Она поддерживает с Грузией тесное сотрудничество и недавно подписала с ней договор о свободной торговле.
Как видим, Турция ведет очень активную, хотя и противоречивую внешнюю политику. Ей удается оставаться другом России, будучи основным партнером Грузии, у нее очень хорошие отношения с Ираном, в то время как она является стратегическим партнером США. Она десятилетиями незаконно оккупирует северную часть острова Кипр, являясь членом НАТО и кандидатом на присоединение к Европейскому союзу. Такой «успех» является результатом ее целеустремленности, больших амбиций и желания добиться регионального превосходства. Она никогда не удовлетворяется своим status quo, но стремится к постоянному расширению своего влияния. Она предоставляет Альянсу, членом которого является, минимальное сотрудничество и не колеблется заявить об отказе, если что-то противоречит ее даже незначительным частным интересам.
После того как мы затронули тему присоединения Турции к Евросоюзу, следует быть объективными и признать, что такая перспектива остается все еще далекой. Вышесказанное не связано с проблемой культуры и тем фактом, что Турция мусульманская страна, но определяется несовместимостью программы Евросоюза с турецкими национальными интересами. К сожалению, на сегодняшний день Турции не удается соблюсти большинство требований, необходимых для присоединения к Евросоюзу. Уровень и качество демократии в Турции остаются минимальными, а гражданские свободы недостаточными.
Анализ критики Европейского Союза показывает, что весь аппарат турецкого правосудия нуждается в полной перестройке, а ползущая коррупция в стране заслуживает серьезной и постоянной работы. Если эти требования будут соблюдены, то было бы правильно придерживаться политики «открытых дверей», но ни в коем случае мы не можем допустить, чтобы Европейский Союз превратился в «госпиталь для больных».