Россия и Грузия практически не разговаривают с тех пор, как в августе 2008 года они сошлись в короткой войне, стоившей Грузии пятой части ее территории.
Но на этой неделе две страны встречаются на нейтральной территории в Швейцарии, чтобы попытаться прийти к соглашению относительно вступления России во Всемирную торговую организацию, которое Грузия, как действующий член, имеет право заблокировать.
После 17 лет переговоров Россия преодолела большинство препятствий на пути к ВТО, и ожидается, что она присоединится к организации, в ряды которой входят 156 стран, в следующем году. Членство в ВТО подготовит почву для всплеска иностранных инвестиций, необходимых для модернизации экономики, и может, по расчетам Всемирного банка, добавить к российскому ВВП 3.3% в краткосрочной и 11% в долгосрочной перспективе.
Переговоры по поводу ВТО между Россией и Грузией прервались в начале 2008 года в то время, как напряженность росла в преддверии войны из-за сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии. Нанеся Грузии сокрушительное поражение, Кремль признал независимость Абхазии и Южной Осетии и разместил там тысячи военнослужащих. Этот шаг вызвал осуждение международного сообщества.
Теперь, впервые с момента войны, у Грузии есть инструмент воздействия на Россию.
Однако Россия держится заносчиво и грозит обойти грузинские возражения по поводу своей заявки в ВТО. «Не хочу вдаваться в детали этой темы [как Россия может присоединиться к ВТО без согласия Грузии], - заявил на этой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров. - Подтверждаю, что такие возможности есть и они основаны на принципах, на которых действует ВТО».
Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе назвал заявление Лаврова «шантажом и блефом».
«Мы хотим сотрудничать с Россией и швейцарскими посредниками, чтобы найти выход из этого правового абсурда, созданного решением Российской Федерации признать независимость Абхазии и Южной Осетии», - сказал он.
Даже если у нее в кои-то веки и есть какая-то власть над Россией, переговоры по ВТО все равно крайне чувствительны для Грузии, так как касаются болезненной темы ее потерянной территориальной целостности. Границы Абхазии и Южной Осетии, бывшие в свое время каналами для большей части внешней торговли Грузии, сегодня недоступны и патрулируются российскими солдатами.
США решили отойти в сторону на этих переговорах, назвав их двусторонним делом России и Грузии. Продолжая поддерживать право Грузии на территориальную целостность, США с нетерпением ожидают новых возможностей для торговли, которые откроются, когда Россия присоединится к ВТО.
Западные дипломаты говорят, что спор по поводу территориальной целостности Грузии зашел в тупик, которых хотя и политически затруднителен, но все равно лучше, чем война. Грузия, может, и потеряла контроль над своими территориями, но, вероятно, ей нечего беспокоиться о дальнейшей военной агрессии России, пока не закончатся зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.
Вашадзе сказал, что Грузия не будет понимать политические или военные вопросы на переговорах по ВТО, которые должны сосредоточиться на правилах торговли, закрепленных в уставе организации. Тем не менее, Грузия должна получить возможность контролировать свои границы и таможенные терминалы, сказал он.
Хотя маловероятно, что Россия позволит одетым в форму грузинским таможенникам работать рядом со своими солдатами на границах Абхазии и Южной Осетии, Грузия тоже может что-то получить, если Россия присоединится к ВТО.
Российский запрет на поставки грузинского вина и минеральной воды, введенный после размолвки из-за шпионов в 2006 году, вряд ли найдет понимание в ВТО, настаивающей на строгом соблюдении правил свободной торговли.