Нефть в последнее время все чаще заполняет не только хранилища, танкеры и трубопроводы, но и первые полосы газет. Для обычного чешского потребителя самым очевидным проявлением роста цен на нефть является все большая дыра в его кармане, вызванная остановкой на автозаправке.
Неоспоримым фактом является прямая связь между упорством, с которым держится за власть ливийский манекен, и поднимающейся вверх цифрой на вывесках чешских автозаправок. При этом, если эта зависимость настолько очевидна, нефть в ответ на события в Ираке несколько лет назад должна была подняться в цене гораздо сильнее, чем в действительности поднялась тогда.
Тогда почему полный бак, черт возьми, обходится нам настолько дороже, чем в прошлые месяцы? Понятно, Ливия добывает качественную нефть, точнее практически самую качественную, и там уже несколько недель фактически происходит гражданская война без очевидного и предсказуемого результата. Но даже если и так – это только четвертый крупнейший производитель нефти в Африке! За всем в самом деле стоят исключительно опасения, что нестабильность распространится и на регионы, обладающие действительно существенными запасами нефти, или здесь дело в сочетании интересов, самые важные и решающие из которых нам на первый взгляд не увидеть?
Инфляция как налог
У экономики в глазах неэкономистов есть одна большая проблема - ceteris paribus. Это можно перевести как «при прочих равных условиях». Никто никогда не может отделить влияние отдельных факторов и в лабораторных условиях проверить, сколько бы стоил баррель нефти, если бы Каддафи продолжал дружить с теми, кто сегодня особо не рвется на общую вечеринку.
На цену нефти и, следовательно, топлива влияют несколько одновременно действующих факторов. Факторов спроса и предложения не достаточно для объяснения резкого роста цен, хотя частично движение кривой по направлению вверх они объясняют. Однако как минимум в той же степени надо принимать во внимание и нескончаемую валютную экспансию, проявляющуюся в росте цен на товары во всей мировой экономике. Так, с каждым налитым в бак литром бензина можно вполне точно наблюдать, во сколько нам обходится попытка центральных властей оживить экономику; инфляция по своей сути скрытая форма взимания налогов, и сегодня мы не являемся свидетелями чего-то другого.
Другие факторы еще более скрыты, но тем они и важнее. Просто есть слишком много тех, кому высокая стоимость бензина выгодна. Для многих, от производителей нефти до владельцев автозаправочных станций, опасения, что беспорядки будут продолжаться и нестабильное положение сохранится, - это как раз то, что в течение месяцев может прекрасно улучшить их бизнес.
Ненасытная государственная казна
И однозначно нельзя забывать о казне, для которой топливо - своего рода идеальная дойная корова. Налог на потребление уже регулярно повышается, без принципиального несогласия оппозиции; более того, на каждый литр топлива налог устанавливается в точной сумме, и очень разумно после расчета влияния цены на нефть и всех других расходов, включая маржу коммерсантов, определяется НДС, один из наиболее гарантированных и политически наименее проблемных статей доходов бюджета.
Просто есть слишком много тех, кто может влиять на цену нефти и кому выгодно то, что она растет. Оружием остальных может стать то, что экономисты называют желанием платить. И это желание у таких товаров, как бензин, очень высоко, поскольку его благодаря своему годами проверенному поведению мы считаем просто необходимым имуществом. Пока все эти фигуры будут расставлена на шахматной доске более менее в таком порядке, как и сейчас, мы будем вынуждены мириться с объяснением, что во все более дорогом километре в пробке на забитой трассе виноват диктатор Х из страны Y. А самые безумные смогут получать удовольствие от того, что они латают дыры в экономике после плохо руководящих властей. Такая форма патриотизма сегодня имеет место быть.
Автор преподает на факультете национальной экономики Высшей экономической школы (VŠE)