Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Освободится ли Россия от нефтегазовой зависимости?

© REUTERS/StringerОчистка порта Далянь от нефти
Очистка порта Далянь от нефти
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рост цен на энергоносители всегда выгоден нефтедобывающей стране, скажете вы - и ошибетесь. Возьмите, например, Россию: в «нулевые» годы, когда бюджет переполняли доходы от нефтегазового экспорта, правительство избегало непопулярных, но необходимых шагов по диверсификации экономики.

Рост цен на энергоносители всегда выгоден нефтедобывающей стране, скажете вы - и ошибетесь!

 

Возьмите, например, Россию: в «нулевые» годы, когда бюджет переполняли доходы от нефтегазового экспорта, правительство избегало непопулярных, но необходимых шагов по диверсификации экономики.

 

Затем произошли два события. никак не связанные между собой: Дмитрий Медведев был избран президентом, и разразился мировой финансовый кризис.

 

Молодой лидер провозгласил курс на модернизацию, понимаемую, прежде всего, как развитие высоких технологий.

 

Главным проектом и символом нового курса стало Сколково - населенный пункт к юго-западу от Москвы, где правительство хочет создать аналог американской Кремниевой Долины.

 

Официальный старт начинанию был дан ровно год назад, но пока не сделано ничего, если не считать подписания меморандумов о намерениях между Фондом «Сколково» и рядом иностранных компаний, включая Microsoft.

 

«Мы много говорим об этом [модернизации], и президент, и премьер-министр постоянно говорят об этом, но, откровенно говоря, делается в данном направлении маловато», - заявил Би-би-си глава банка ВТБ Андрей Костин.

 

Чем заинтересовать бизнес?

 

Президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг напоминает, что фонд был создан 11 мая прошлого года, а Госдума приняла закон, регулирующий его деятельность, лишь в сентябре.

 

По его словам, для проекта такого масштаба семь месяцев - это ничто.

 

Сергей Алексашенко из московской Высшей школы экономики согласен с Вексельбергом: «Было бы несколько наивно ожидать конкретных результатов всего через год».

 

По его словам, многие из отвечающих за проект не имеют опыта ведения бизнеса в сфере высоких технологий.

 

«Им потребовалось время, чтобы войти в курс дела, познакомиться с партнерами», - заметил Алексашенко.

 

Однако, по мнению Вадима Малкина, управляющего партнера консалтинговой фирмы Transitional Markets Consultancy LLP, имеется и иная причина.

 

Авторы проекта не задумались над тем, отчего, собственно, инвесторы должны предпочесть Россию другим странам, например, Португалии с такими же привлекательными налоговыми каникулами, или Индии с гораздо более низкой стоимостью рабочей силы, говорит он.

 

Оазис инноваций

 

Российские исследователи прекрасно умеют рождать идеи, но не имеют ни механизмов их внедрения в реальную экономику, ни даже ясного представления, как именно это надлежит делать, считает Виктор Вексельберг.

 

В этом, по его мнению, и заключается основной смысл сколковского проекта: создать благоприятную среду для использования инноваций, апробировать нужные для этого законы и правила.

 

Правительство обещало в ближайшие четыре года выделить на Сколково 85 миллиардов рублей (около трех миллиардов долларов по нынешнему курсу).

 

По словам Андрея Костина, государство не видит альтернативы открытой экономике, но выгоды от нее будут зависеть от темпов модернизации.

 

Между тем, окончание глобального кризиса и связанный с ним новый рост цен на энергоносители могут вызвать соблазн снова отложить модернизацию на потом, особенно с учетом того, что нынешний год - предвыборный.


Соблазн и опасность

 

Около двух третей стоимости российского экспорта приходятся на нефть и газ.

 

Министр финансов Алексей Кудрин недавно заявил, что вернуться к профицитному бюджету удастся уже в 2012 году - на три года раньше запланированного - если цена нефти удержится на нынешнем уровне в 120 долларов за баррель.

 

«Рост нефтяных цен толкает правительство откладывать трудные решения», - говорит ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

 

Впрочем, и российская нефтегазовая отрасль не может развиваться успешно без крупных вложений в новые технологии.

 

Министерство природных ресурсов РФ в начале недели заявило, что разведанные запасы «черного золота» сокращаются, и около 70% из них приходится на долю сложных для добычи тяжелых и вязких сортов.

 

Пока соотношение обратное: 70% добычи нефти составляет более ценная легкая нефть.

 

«Вопрос модернизации - это вопрос превращения России в державу XXI века, - говорит Сергей Алексашенко. - В противном случае, страна застрянет где-то между XIX и XX столетиями».