Немецкий активист, исследователь могильников ядерных отходов Фальк Бейер, посетивший Белоруссию на прошлой неделе по случаю 25-й годовщины Чернобыля, был неприятно удивлен тому, как в Белоруссии прошли чернобыльские дни.
«Я ожидал увидеть в Белоруссии большое событие в память о жертвах Чернобыля и Чернобыльской катастрофе. Но то, что я увидел, говорит о том, что Чернобыль ничему не научил белорусские власти», — рассказал Бейер корреспонденту Naviny.by.
«Учения» МЧС на круглом столе
Первое впечатление от гостеприимства Синеокой Бейер получил на следующий день своего пребывания, на круглом столе по теме «Последствия Чернобыля, Фукусимы и проект Остовецкой АЭС», куда был приглашен в качестве докладчика.
На круглый стол в конференц-зал гостиницы «Орбита», помимо экспертов и ученых, оргкомитет «Чернобыльского шляха» пригласил политиков, дипломатов и представителей общественных организаций. Однако 21 апреля, за 20 минут до начала мероприятия служба охраны гостиницы блокировала зал на основании того, что там проводятся экстренные учения МЧС.
Но ни людей в форме, ни техники, свидетельствующей об учениях, в гостинице видно не было. Позднее служба охраны поменяла версию, сообщив о том, что на верхних этажах гостиницы наблюдается задымление шахты, которая связана с конференц-залом. При этом ни персонал, ни жильцы гостиницы эвакуированы не были.
Прессу, приглашенную на круглый стол, служба охраны выдворила из холла гостиницы на том основании, что там, якобы, нельзя осуществлять съемки. Через некоторое время появились две машины МЧС, которые несколько раз объехали здание гостиницы.
«Эта инсценировка показывает, что власти Беларуси не заинтересованы в открытой дискуссии по поводу последствий Чернобыля и строительства АЭС в Белоруссии. Они не просто не хотят знать непредвзятое мнение ученых и экспертов, но и препятствуют тому, чтобы о нем узнала общественность», — говорит Фальк Бейер.
Препятствовать свободному выражению мнения неприемлемо
27 апреля шесть антиядерных активистов из Германии и одна из Польши были оштрафованы на 20 базовых величин каждый и депортированы из Белоруссии за участие в несанкционированном пикете против Островецкой АЭС. Шестерым гражданам Германии на два года запрещен въезд в Белоруссию, гражданке Польши — на год. Пикетчики осуждены по статье 23.34 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования).
Пикет был прерван представителями силовых структур, едва активисты развернули баннеры возле станции метро «Пушкинская». 12 его участников, в том числе и иностранных, были задержаны и провели ночь в Центре изоляции правонарушителей на улице Окрестина.
«Для меня, как и для других немецких активистов, было очень необычно наблюдать, как в Белоруссии препятствуют свободному выражению мнения людей, не разрешают распространять информационные материалы и листовки, — говорит Бейер. — Я считаю, что недопустимо подобное воспрепятствование свободному выражению мнения граждан и столь грубое пресечение мирного собрания».
Немецкий эксперт был возмущен негуманным обращением с задержанными. Он сообщил, что двое белорусских участников были избиты милицией прямо в автозаке. Немецкие граждане при задержании не получили никакой информации о том, что происходит.
«Милиционеры, шутили с ними шутки, говорили о том, что они останутся на Окрестина на неделю. В камерах было холодно и грязно, активистам в первый день не давали еды, вода была очень плохой», — говорит Бейер.
По его словам, ситуацию несколько смягчило участие немецкого посольства в Белоруссии. Его представитель встретился с заключенными и присутствовал на суде, где настаивал на смягчении обвинения.
Эта история получила освещение в немецких СМИ. «Первый телеканал Германии уже показал сюжет на эту тему, и я думаю, что другие немецкие масс-медиа об этом напишут», — сообщил Бейер.
Вместо многолюдного шествия — арест под открытым небом
Немецкий антиядерный активист и эксперт ожидал увидеть в Белоруссии «Чернобыльский шлях» — «большое событие в память о жертвах Чернобыля и Чернобыльской катастрофе». Но власти запретили шествие, оставив только возможность проведения митинга.
По мнению Бейера, митинг напоминал арест под открытым небом. «Все происходило внутри милицейского кордона, люди не могли никуда перемещаться. Они находились внутри парка, и митинга не было видно со стороны проезжей части», — говорит он.
Странным Фальку показалось и то, что на антиядерном митинге, посвященном Чернобыльской катастрофе и направленному против строительства АЭС в Белоруссии, были партийные флаги и политические лозунги. «Политическая составляющая отвлекает собрание от основного содержания», — считает немецкий эксперт.
Но главную проблему Бейер видит в отношении властей: «Очень важно, чтобы люди помнили о Чернобыльской катастрофе и имели возможность свободного высказывания и критики». Однако эксперт убедился, что белорусские власти в этом не заинтересованы и сделали все, чтобы массовое событие, посвященное 25-летию Чернобыля, не состоялось.
«Это не приемлемо, когда люди, которые просто выражают свою точку зрения, задерживаются. И очень плохо, что белорусские власти строят новый чернобыль, а к несогласным применяется насилие. Это значит, что Чернобыль ничему не научил белорусские власти», — подводит итог Бейер.