Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Высокие ставки Арабского трубопроводостана

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЧасть трубопровода, построенного в рамках проекта "Сахалин-2"
Часть трубопровода, построенного в рамках проекта Сахалин-2
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе «Арабский газопровод» опять был перекрыт, и Израиль с Иорданией остались без поставок газа. «Неизвестная вооруженная банда» устроила взрыв на газовом терминале «Аль-Сабиль», расположенном на Синайском полуострове недалеко от города Эль-Ариша, меньше чем в 350 километрах к северо-востоку от Каира.

На этой неделе «Арабский газопровод» опять был перекрыт, и Израиль с Иорданией остались без поставок газа. «Неизвестная вооруженная банда» устроила взрыв на газовом терминале «Аль-Сабиль», расположенном на Синайском полуострове недалеко от города Эль-Ариша, меньше чем в 350 километрах к северо-востоку от Каира. 

 

27 марта «неизвестная вооруженная банда» тоже пыталась подорвать этот терминал, но не смогла. Зато 5 февраля они справились со своей задачей, и поступление газа в Израиль и Иорданию было прервано. 

 

Синайский полуостров – де-факто опасная зона. На нем заправляют местные бедуины, и его безопасность в результате обеспечивается только частично. Через Синай – то есть в непосредственной близости от «Арабского газопровода» – идут контрабандные поставки оружия в Газу и другие части Ближнего Востока. 

 

«Арабский газопровод» - звезда Арабского Трубопроводостана. По нему египетский газ поступает на север, в Израиль, и на юг, к Акабскому заливу, а оттуда через Иорданию в Сирию и через Дамаск в сторону Ливана. 

 

«Арабский газопровод» может вырасти и в восточном, и в западном направлении – если позволят неспокойные политические и экономические обстоятельства. Из Дамаска он может пройти на юг Турции и соединиться с проблемным и до сих пор находящимся в стадии проектирования проектом Nabucco, предназначенным для экспорта газа в Европу. Также он может быть продлен в направлении Италии и Испании. В этом случае, он сможет задействовать также ливийский и алжирский газ.

 

В стратегически важном Эль-Арише, «Арабский газопровод» раздваивается. Одна его ветка идет на северо-восток, к израильскому городу Ашкелону. Трубопровод «Эль-Ариш-Ашкелон» снабжает Израиль газом с 2008 года. В настоящий момент по нему в страну поступает 1,7 миллиарда кубометров газа в год. До событий на площади Тахрир существовали планы довести поставки до 2,1 миллиарда кубометров. Сейчас Египет обеспечивает энергоносителями около 10% израильской энергетики. В частности, благодаря ему, Израиль получает более 30% электроэнергии. Больше половины природного газа, потребляемого Израилем, идет из Египта. 

 

Малоизвестное обстоятельство: Египет, добывающий 63 миллиарда кубометров газа в год, считается одним из крупнейших производителей природного газа в Магрибе. В Африке он отстает только от Алжира с его 80 миллиардами кубометров. Причем, если Алжир снижает добычу, Египет ее наращивает. Каир и Алжир жестко конкурируют за газовый рынок. Одновременно Египет, стремясь избавиться от опасной зависимости от Ближневосточного Трубопроводостана, активно вкладывает средства в производство транспортируемого по морю сжиженного природного газа (СПГ).

 

Египетский газовый экспорт имеет большое стратегическое значение для региона, но особенно он важен Израилю. Его срыв способен всерьез повредить как израильской экономики, так и военной/энергетической безопасности этой страны. Однако он также подорвет региональное и международное доверие к Египту, как к надежному поставщику газа, имидж которого старательно культивировал режим Хосни Мубарака. 

 

Так как президенты Анвар Садат и – в особенности – Мубарак положили конец всем попыткам диверсифицировать египетскую экономику, стране приходится полагаться на доходы от туризма, переводы от египтян, работающих за рубежом, плату за пользование Суэцким каналом, поступления от жульнической приватизации, а также на нефтяной и (что важнее) газовый экспорт. При этом изрядная часть от доходов страны оседала до последнего времени на швейцарских счетах Мубарака. 

 

Неудивительно, что Израиль защищал Мубарака до последней минуты. Сыновья Мубарака Гамаль и Алаа получали сотни миллионов долларов в качестве «комиссионных» с продажи египетского газа Израилю. Постольку поскольку Тель-Авив платил эти «комиссионные» и получал газ по до смешного низким ценам, простые египтяне не могли даже мечтать о том, чтобы получать хоть какую-то серьезную материальную выгоду от работы на газовых месторождениях. Неудивительно, что в середине апреля новый египетский премьер-министр Эссам Шараф (Essam Sharaf) приказал серьезно пересмотреть ценовые договоренности с Израилем. 

 

Новая газовая гонка 

 

Не стоит забывать и еще об одной важной игре, идущей сейчас в Арабском Трубопроводостане. Техасская компания Nobel Energy обнаружила на востоке Средиземного моря огромные запасы газа, достигающие триллионов кубометров. Речь идет о водах, к которым имеют отношение все ключевые региональные игроки – Израиль, Ливан, Кипр, Газа, Египет и Турция. Договоров, разграничивающих эти территориальные воды, не существует. В итоге все стороны могут получить - ни много, ни мало - более 300 лет гарантированной обеспеченности энергоносителями. По крайней мере, теоретически это могло бы положить конец региональной энергетической войне. 

 

Между тем Турция осуществляет сложную программу по развитию регионального Трубопроводостана не только вдоль оси «восток-запад», но и вдоль оси «север-юг». Это означает, что ей приходится поддерживать сложную сеть отношений с девятью странами: Россией, Азербайджаном, Грузией, Арменией, Ираном, Ираком, Сирией, Ливаном и Египтом. До событий на площади Тахрир велись серьезные переговоры о расширении Арабского Трубопроводостана - о газопроводах, соединяющих Каир, Амман, Дамаск, Бейрут и Багдад. Это, безусловно, больше способствовало бы объединению и развитию Ближнего Востока, чем любой «миротворческий процесс». 

 

То же самое относится к недавно обнаруженным на востоке Средиземного моря месторождениям. В идеальном мире их бы разрабатывала мультинациональная корпорация, возможно, базирующаяся на нейтральном и входящем в Европейский союз Кипре. Это облегчило бы продажу газа нуждающейся в энергоносителях Европе, которая хочет ослабить свою зависимость от российского газа. 

 

Российский энергетический гигант «Газпром» в любом случае не останется в стороне. Он уже предложил Ливану свои услуги в области геологоразведки. Китай также уже начеку и готов покупать. В настоящий момент в самом центре этой новой газовой гонки оказался кипрский аэропорт. Корпорация Delek, вторая компания после Noble Energy по размеру квот на добычу нефти и газа в Израиле, хочет построить на Кипре завод по производству СПГ, причем в месте, стратегически расположенном между двумя базами американского флота. 

 

Таким образом, без споров дело не обойдется – особенно, если учесть, что израильские/американские компании попытаются подмять месторождения под себя, а арабские правительства думают, что газовые залежи помогут им избавиться от экономической/военной гегемонии Израиля. 

 

По крайней мере, один фронт большого арабского восстания 2011 года, возможно, обещает светлое газовое будущее, в котором сырье, капитал и инфраструктура способствуют всеобщему развитию. Впрочем, все может получиться и наоборот. В таком случае в истории энергетических войн может быть открыта очередная глава. 

 

Пепе Эскобар — автор книг «Глобалистан: Как глобализованный мир растворяется в “жидкой войне”» («Globalistan: How the Globalized World is Dissolving into Liquid War») (Nimble Books, 2007) и «Блюз “красной зоны”: Багдад периода усиления контингента» («Red Zone Blues: a snapshot of Baghdad during the surge»). Недавно вышла из печати его новая книга «Обама разбирается с Глобалистаном» («Obama does Globalistan») (Nimble Books, 2009).