Новость о смерти Усамы бин Ладена – самого разыскиваемого террориста, лидера «Аль-Каиды», обвиняемой в атаках на Всемирный торговый центр и Пентагон 11 сентября 2001 года и многочисленных терактах по всему миру - молниеносно облетела весь свет. На вопрос, какое значение это имеет для борьбы с терроризмом, и должны ли мы бояться актов мести, отвечает эксперт польского Бюро национальной безопасности и директор Центра изучения терроризма университета Collegium Civitas Кшиштоф Ледел (Krzysztof Liedel).
Малгожата Пантке: Усама бин Ладен мертв: какое значение это имеет для мировой борьбы с терроризмом?
Кшиштоф Ледел: Это операция Соединенных Штатов, которая имеет большой символический масштаб и послание. США и руководство других стран, а также разного рода спецслужбы, в течение 10 лет часто подвергались критике за то, что несмотря на привлечение больших финансовых и военных сил они не в состоянии задержать самого разыскиваемого террориста на свете. Представляется, что в итоге эта увенчавшаяся успехом акция будет иметь для США измерение пропагандистского толка. Однако я бы не стал переоценивать влияние этой операции на то, что будет происходить в «Аль-Каиде». Нельзя забывать, что Усама бин Ладен в течение длительного времени осуществлял руководство только на стратегическом, идеологическом уровне, а не руководил напрямую проведением террористических атак.
- Т.е. несмотря на то, что «Аль-Каида» «лишилась головы», эта организация будет и дальше устраивать теракты?
- «Аль-Каида» точно будет продолжать свою деятельность. Это не иерархическая организация, где отдельные ячейки подчинялись Усаме бин Ладену. Она состоит из множества, порой очень небольших локальных организаций, имеющих общую идеологическую и стратегическую цель. Именно они сами, эти отдельные элементы организации, готовят, а потом проводят теракты. Эта смерть существенным образом не повлияет на уменьшение угрозы, которая исходит от этой организации.
- Можем ли мы в таком случае ожидать ответных терактов?
- Будут появляться предостережения, возможно, попытки проведения террористических атак, но их целью не будет месть как таковая. Для таких исламистских организаций как «Аль-Каида» деятельность в форме мести большой роли не играет. Однако террористические организации могут использовать растерянность СМИ в связи со смертью Усамы бин Ладена в собственных целях или для того, чтобы нивелировать пропагандистский успех США.
- Где террористы могли бы нанести удар?
- В принципе, представляется, что любой уголок мира – это место, где может быть проведен теракт. Идеальной целью для террористов были бы США, но конкретное место, где это могло бы произойти, назвать сложно.
- Как смерть бин Ладена отразиться на войне в Афганистане, ведь поводом для начала вторжения в 2001 году было желание поймать лидера «Аль-Каиды»?
- Это было одним из поводов для начала этой операции. Основной целью после 11 сентября было ослабление логистического и финансового потенциала «Аль-Каиды», у которой на территории этой страны были свои базы, там же происходило и финансирование этой организации. И это было основным мотивом начала операции. Сейчас же мы имеем дело с иной ситуацией: основной противник коалиции стран, участвующих в операции в Афганистане, - это талибы, которых очень часто ассоциируют с «Аль-Каидой», но в действительности они с ней имеют мало общего. Я бы не связывал эти два события между собой.
- Кто может заменить Усаму бин Ладена, есть ли в сети «Аль-Каиды» столь же влиятельная фигура?
- У дел все еще остается главный идеолог Аль-Каиды Айман аз-Завахири. Этот человек имел не меньшее влияние, чем бин Ладен, и в идеологических вопросах часто именно он обозначал цели, вел пропагандистскую деятельность, например в Интернете. Сетевой характер этой организации обуславливает ее способность работать вообще без лидера, без конкретного руководства.