Европейская политика добрососедства (ЕПД) является одним из наиболее спорных направлений во внешней политике Евросоюза. Сформулированная в свое время как ответ на волну расширения ЕС, она не только очертила круг соседей Европы, но и установила границы ее геополитической и культурной экспансии.
Понятие добрососедства в истории международных отношений, в которых обычно делят страны на друзей и врагов, достаточно ново и мало изучено. Термин «соседа» в зависимости от контекста может иметь как негативную так и позитивную смысловую нагрузку: от соседа можно отмежеваться, если он представляет собой угрозу, но с ним можно и дружить, если он к этому готов и обладает схожей идентичностью. ЕПД в полной мере отражает эту двойственность концепции добрососедства, о чем свидетельствуют ее учредительные документы.
Географические границы политики добрососедства (ПД) были установлены на основе компромисса между старожилами и будущими членами ЕС. При этом последние активно пытались встать на защиту интересов своих восточных соседей (за исключением России), а первые (прежде всего южные члены Евросоюза), оберегая собственные позиции, выступали против смещения политических приоритетов блока в восточном направлении. В результате появилась ЕПД, которая сразу же подверглась критике за свою всеобъемность без должного внимания к политическим, экономическим, социальным и культурным особенностям соседних стран. Поэтому было принято решение о фактическом разделении программы на две составляющие – «Средиземноморский союз» и «Восточное партнерство».
Принятие новых стран в ЕС (10 плюс Румыния и Болгария) стало серьезным интеграционным вызовом для Союза (прежде всего в институциональном плане), и сегодня Европа выглядит «уставшей» от экономической и культурной интеграции новичков. Больше того, в рядах западноевропейских политиков появилось выражение, суть которого сводится к тому, что дальнейшее расширение Союза приведет не к «Большой Европе» (WiderEurope), а к «Сумасшедшей Европе» (Wilder Europe).
Членство южных стран особых разногласий в ЕС не вызвало, т.к. Западные Балканы воспринимаются в Европе как ее неотъемлемая часть. Поэтому на встрече Совета глав государств Евросоюза в Салониках было сказано: «Будущее Западных Балкан в Европейском союзе». При этом вопрос принятия Турции в ЕС остается нерешенным, а тон в отношении восточных соседей – противоречивым: им не отказано в членстве, но и гарантий вступления в Союз они не получают. Ярким примером такой позиции является следующее заявление общего характера: «ЕС высоко ценит европейские устремления Украины и приветствует ее европейский выбор» - но это совсем не значит, что в скором времени она станет частью единой Европы.
Однако желание Евросоюза дать понять странам Восточной Европы то, что членство в ЕС им «не светит», это только одна сторона медали. Еще одна его цель – избежать появления нового «железного занавеса». Об этом хорошо сказал бывший глава Еврокомиссии Р. Проди. По его мнению, необходимо создать «круг друзей», которые будут пользоваться «всем, за исключением институций». В таком случае можно говорить о тесных политических, экономических, культурных и иных связях между ЕС и соседними странами без их членства в Союзе.
Таким образом, Европа пытается остаться в своих границах и одновременно создает вокруг себя пояс стабильности и безопасности. В ее стратегических документах речь в основном идет об экономических и политических реформах, однако очевидно, что основной целью ЕПД является именно безопасность. Прежде всего она касается «мягких угроз», связанных с энергопоставками, охраной границ, борьбой с преступностью и нелегальной миграцией, распространением болезней и т.д. Еврокомиссар Б. Ферреро-Валднер высказалась по этому поводу следующим образом: «Если Европа не будет экспортировать стабильность, она будет импортировать нестабильность». Большинство экспертов характеризуют такую политику как геостратегию создания буферной зоны, которая должна нейтрализовать определенные угрозы еще на их пути в Европу.
Как бы там ни было, обозначая свои интересы в соседних восточных странах, ЕС вторгается в зону интересов России. Есть мнение, что Брюссель и Москва в регионе не конфликтуют, а делят ответственность. Однако хотя Евросоюз и пытается подчеркнуть конструктивность своей восточной политики, напряжение между сторонами нарастает. Как резюмировал один из европейских дипломатов: «У России свои законные интересы в регионе, а у ЕС могут быть свои».