По данным Киевского международного института социологии, если бы выборы в Верховную Раду состоялись в ближайшее воскресенье, за ПР проголосовали бы 13,9% опрошенных (среди тех, кто собирается все же придти на участок, приверженцев ПР 27,5%). Практически на уровень возможного нового проходного барьера (5%) опустились нынешние официальные союзники ПР: рейтинг КПУ - 3,2% (6,2% от тех, кто будет голосовать), «Сильной Украины» Тигипко - соответственно 2,8% и 5,5%.
Вместе с тем количество приверженцев оппозиции растет. И даже если власть надеется на «спецтехнологии» на выборах, отработанные во время местной кампании 2010 года, они способны обеспечить ей лишь пиррову победу. Такую, после которой начинаются выступления, протесты, звучат требования пересчета голосов и другие «угрозы стабильности».
Впрочем, время до гонок еще есть. Теоретически возможно, что, как высказываются члены правительства, «народ ощутит результаты реформ» и власть вернет поддержку граждан. Или научится рассказывать о результатах своей деятельности понятнее, а ее слова меньше будут бесить (когда заверения членов правительства резко контрастируют с реальностью). Или, в самом деле, как обещает кое-кто из ее представителей, будет более открытой для сотрудничества с гражданами.
Однако такой путь нуждается в большой работе вельмож, а главное - над собой, изменении привычек и отношения к людям, которых можно купить, запугать или обмануть с помощью манипуляционных технологий. Если власть сможет это сделать, то произойдет выдающееся достижение.
А впрочем, укоренившиеся привычки устранить очень тяжело. Посему закрадываются подозрения, что сперва будут попытки сделать как всегда, воспринимая людей как незначительную массу со всеми очерченными выше последствиями. Но в таком случае власть подвергает и себя, и страну большой опасности.
Дело в том, что момент истины наступает не только для Украины и ее руководства. Рядом серьезные внутренние процессы переживает Россия. И речь идет не о борьбе Путина и Медведева за должность президента. В конце концов, есть ли такая борьба, или это лишь спектакль для посторонних зрителей, или выброс накопленного взаимного негатива двух политиков, который закончится согласием и договоренностью, не так важно.
Важнее вот что: пока Европа не получила доступа к альтернативным российским энергоносителям, который существенно ограничит геополитические возможности для руководства РФ и прибыли контролируемых им государственных монополий, Россия должна завершить сбор постсоветских земель. Все эти ресурсы позволят Кремлю действовать активнее, демонстрируя европейцам собственную силу и добиваясь от них нужных для себя решений.
Существенным элементом упомянутого процесса является экономическая интеграция СНГ, которая должна быть закреплена в пределах Таможенного союза. Украинская власть до сих пор избегала необратимых решений. А президент Янукович даже назвал путинские восхваления Таможенного союза политическими заявлениями.
При этом Медведев удовлетворенно констатировал, что и личностный, и экономический кризис в отношениях между странами прошел. Впрочем, их развития тоже не произошло - скорее российская сторона расширила экспорт в нашу страну.
Однако провал визита Путина и знаки внимания Киева к Медведеву не означают, что давление на Украину будет прекращено. Лишь за последние несколько дней произошли события, которые можно считать асимметричным ответом нашей власти. «Православные общины» призвали Януковича укреплять «Русский мир», а не вести государство в «чужой и вражеский» Евросоюз. КПУ «инициирует проведение всеукраинского референдума по поводу статуса русского языка, вхождение Украины в Таможенный союз и пенсионному возрасту».
Намек вельможам прозрачен: если не возвратитесь к пророссийским корням своего имиджа, мы сделаем все, чтобы ядро вашего электората осознало вашу измену.
Учитывая падение рейтинга, у нынешних руководителей страны может возникнуть соблазн поддаться, пойти «более легким путем», апеллировать к традиционному для себя электорату с помощью пророссийских лозунгов, воспользоваться инициативами коммунистов и «православных общин». Но такая слабость дорого им будет стоить: Россия будет требовать дальнейших уступок. А любые достижения в поддержке пророссийски настроенных избирателей будут нивелированы потерей тех, кто не готов отказываться от независимости страны.
Перевод: Антон Ефремов