Чтобы раньше всех узнать о том, что 1 мая в воскресенье где-то в Пакистане происходит нечто серьезное, следовало сидеть в Белом доме. Или следить за твитами некоего Сухаиба Атара. Мирный житель города Аботабад в своем микроблоге принялся рассказывать о странном грохоте, доносившемся с улицы в воскресенье вечером. Теперь мы уже знаем – он был первым, сам того еще не представляя, кто рассказывал всему миру, который этому еще не внимал, что американцы - после десятилетней охоты - нашли Усаму бин Ладена.
Урок мы усвоили: никогда нельзя ложиться спать, не проглядев твиттер. В понедельник утром, узнав о смерти лидера «Аль-Каиды», среднестатистический француз первым делом включил телевизор. Речь Барака Обамы, ликование на мемориальном комплексе Ground Zero, архивные подборки, вереница экспертов на всех телеканалах (у них у каждого по несколько телефонов?)… Информационные каналы реагируют быстро. Иногда настолько быстро, что случаются ляпы вроде сообщения о «смерти Барака Обамы». Но телезритель, привыкший и к фикции, превосходящей реальность, и реальности, представленной словно фикция, тоже хочет, чтобы события развивались быстро. Ему нужны кадры с места захвата, снимки трупа. Ну, они и появляются быстро – их дают пакистанские телеканалы: горящее в ночи здание и обезображенная голова бородатого мужчины. Но только вот незадача: фото бородача - монтаж, и в интернете появляются первые разоблачения. Они появляются в сетях Facebook, Twitter, других … Телеканалы перестают показывать это изображение и приносят извинения. Зритель больше и не знает, кому верить.
Но по счастливой случайности, телестудии переполнены «экспертами», впрочем, одними и теми же на разных каналах (у них двойники что ли есть?). Этот сыпет именами пакистанских генералов, проверить которые никто не имеет возможности, тот анализирует действия американских спецназовцев, третий – специалист по мусульманским обычаям захоронения … То есть каждый остается в рамках собственной специализации и находит вежливую аудиторию. Все так и происходит до скандала на телеканале i-Télé между «специалистом по терроризму» Жану Шарлю Бризару (Jean-Charles Brisard) и Тариком Рамаданом (Tariq Ramadan). И если бы первый не был в Париже, а второй – в Оксфорде, где он преподает исламскую цивилизацию, то скорее всего дело дошло бы до рукоприкладства. Бризар обвиняет Рамадана в потворстве конспирологическим теориям. А тот подвергает сомнению порядочность собеседника. Понятно, что у них друг с другом давние счеты. Но тем хуже, потому что бывший министр обороны от социалистов Поль Килес (Paul Quilès) тоже в это вмешивается. Он говорит, что у Тарика Рамадана разочарованный вид, а тот ему отвечает: «Не путайте собственные впечатления со смыслом моих слов». Уже чувствуется усталость. Уже 16 часов как мир обсуждает смерть бин Ладена.
А в это время где-то кто-то пишет в твиттер о чем-то еще.