Москва – Вооруженные силы и силы безопасности Киргизии могли принимать участие в вооруженных столкновениях киргизов и узбеков, которые произошли в июне 2010 года на юге Киргизии, согласно итоговому докладу независимой международной Комиссии по исследованию этнических столкновений в республике, который был опубликован во вторник.
Количество убитых этнических узбеков в несколько раз превышает количество погибших со стороны киргизов во время самых жестоких беспорядков за последние 20 лет, произошедших в Оше, столице южной Киргизии.
Комиссия под предводительством финского политика Киммо Кильюнена (Kimmo Kiljunen)стремится к достижению мира и безопасности, предоставив объективные данные о случившихся событиях, причинах и количествах жертв.
Так или иначе, правительство Киргизии отказалось признать результаты доклада в вопросе участия военных в беспорядках. Сосредоточенность отчета на этнических потерях узбеков могла бы привести к разгару межнациональных трений, что противоречило бы миссии создания более безопасной Киргизии, сообщило правительство.
Правительство считает, что данные показывают «однозначно большее количество преступлений, совершенных одной этнической группой, игнорируя жертвы и убитых с их стороны, и описывая противников как безоружных жертв».
На 89-й странице доклада вырисовывается беспокоящая картина состояния безопасности на юге Киргизии, в районе долины Фергана, граничащей с Таджикистаном и Узбекистаном, где проживает большая смешанная этническая группа. Именно там проходит маршрут транзита героина из Афганистана, также регион считается раем для исламистских радикалов.
Киргизия запросила Россию и США, имеющих военные базы в стране, создать антитеррористические центры в близости таджикской границы, но обе страны опасаются быть втянутыми в региональный конфликт.
Напряжение между разными этническими, криминальными и политическими группами стало нарастать после жестокой смены режима Курманбека Бакиева за два месяца до начала беспорядков.
Во время беспорядков толпы киргизов завладели огнестрельным оружием от военных и полиции, которые часто не оказывали сопротивления. Участие людей в форме, управляющими БТР, в нападениях на узбекские населенные районы в Оше, является доказательством того, что киргизская армия принимала участие в беспорядках.
Одну треть из 470 убитых составляли узбеки, а количество уничтоженной собственности узбеков зашкаливает. Но в докладе указано, что «не стоит отрицать тот факт, узбеки тоже использовали огнестрельное оружие, убивали и избивали киргизов, а также брали киргизов в заложники».
Сексуальное насилие во время беспорядков не было признано до настоящего времени, но в докладе описаны многочисленные случаи групповых изнасилований, в основном, совершенные киргизами по отношению к узбекским женщинам, часто с применением чрезвычайной жестокости.
Мелис Мурзакматов, ультранационалист и этнический киргиз мэр Оша, заявивший после беспорядков, что «узбеки напали на наши границы, и мы дали им отпор», явно пользуется большим вниманием, чем обычный мэр, несмотря на попытки киргизского правительства заставить его покинуть свой пост.
Комитет отрицает доводы Мурзакматова о том, что исламские радикалы, симпатизирующие «Аль-Каиде», разрабатывали план действий узбеков-сепаратистов. Однако комитет предупреждает, что данные заявления сами по себе «могут разжечь трения, если не будут предприняты шаги по решению причины возникновения этнических конфликтов на юге Киргизии».