Москва – Крупнейший интернет-поисковик России, который планирует привлечь порядка одного миллиарда долларов в результате первичного размещения акций в США, заявил, что его заставили предоставить службе безопасности Кремля информацию о тех, кто переводил деньги для антикоррупционной группы.
Основатель группы заявил, что затем эти данные от службы безопасности попали к третьим лицам, которые начали осуществлять беспокоящие действия по отношению к жертвователям средств.
Поисковая компания Yandex NV заявила, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) запросила информацию о финансовых донорах. Как положено по закону, компания предоставила информацию, которая включала данные о более чем ста жертвователях, которые использовали службу Яндекс.Деньги для осуществления переводов средств, заявила по радио в понедельник главный редактора «Яндекса» Елена Колмановская.
«Мы сами не рады сложившейся ситуацией и разделяем возмущение наших пользователей», - сказала она. Представитель «Яндекса» заявил, что компания поддерживает слова г-жи Колмановской.
Представитель службы безопасности не ответил на запрос о комментарии.
Система Яндекс.Деньги служила инструментом оплаты для пожертвований на деятельность проекта «РосПил», основанного активистом Алексеем Навальным, который постоянно и документированно сообщает о коррупции в контролируемых государством компаниях. Проект «РосПил» заявил, что получил более 6,5 миллионов рублей пожертвований, или примерно 240 тысяч долларов, что более чем в два раза превзошло планируемый объем.
Яндекс, наиболее часто используемый российский поисковик, планирует осуществить первичное публичное размещение акций (IPO) в начале будущего месяца на площадке Nasdaq, и уже предупредил инвесторов о возможности государственного вмешательства в деятельность компании. «Известные и находящиеся на виду бизнесы в России, такие как наш, могут быть особенно уязвимы и подвержены политически мотивированным действиям», - заявил «Яндекс» в своем проспекте эмиссии.
Российское правительство имеет непрямое право голоса в «Яндексе» посредством так называемой «золотой акции», держателем которой является контролируемый государством Сбербанк. Лицензии на кодирование и шифрование, которыми обладает система Яндекс.Деньги, также подразумевают, что продажа больших пакетов акций иностранным инвесторам требует одобрения комиссии, возглавляемой премьер-министром Владимиром Путиным, заявил «Яндекс».
Г-н Навальный из «РосПила» говорит, что уверен, что информация о жертвователях подверглась утечке и попала к представителям движения «Наши», прокремлевской молодежной группе, от службы безопасности по указанию кого-то высокопоставленного из правительства. Он не объяснил оснований для своих подозрений.
«Несколько недель назад люди, которые давали деньги на «РосПил», начали спрашивать меня, кому я давал персональную информацию о них», - заявил г-н Навальный в интервью во вторник.
«Наши» заявили, что «не имеют отношения» к причинению беспокойства жертвователям.
Несколько лиц, переводивших деньги на проект Навального, опубликовали в интернете информацию о том, что им звонили по поводу их связей с «РосПилом». Один из доноров, пишущий под ником «Николаич» (Nykolaich), сообщил о том, что ему позвонила женщина, представившаяся журналисткой. Другие люди при помощи поисковых систем в интернете связали телефонный номер, с которого, как указал Николаич, ему звонили, с Юлией Дихтяр, коммисаром движения «Наши».
Когда с ним вошли в контакт напрямую, Николаич отказался назвать свое имя и заявил, что является 39-летним предпринимателем. «Человек, который звонил мне, выдал мне информацию обо мне самом, которая, как я думал, является конфиденциальной. Она спросила меня, почему я поддерживаю Навального», - сказал Николаич. Он не упомянул имени г-жи Дихтяр.
«Не было угроз, - сказал Николаич, - было такое впечатление, что они просто хотели, чтобы я знал, что они знают, кто я такой».
С г-жой Дихтяр связаться не удалось. «Наши» заявили, что она действительно одна из комиссаров движения, но не звонила донорам.
«Наши» в 2009 году проводили акции протеста у дома активиста движения в защиту прав человека и журналиста Александра Подрабинека, который написал статью, в которой критиковалось объединение советских ветеранов.