Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская политика, культура и упадок вежливого инакомыслия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня мы поговорим о российской культуре и политике. Это не самая приятная тема, но она все увереннее пробивает себе дорогу в публичном дискурсе. Если вам интересно посмотреть, в каком направлении движется Россия как «демократическое» и «открытое» общество, то будет весьма полезно и поучительно проследить за тем, как артисты реагируют на возможность войти в контакт с власть имущими.

Сегодня мы поговорим о российской культуре и политике. Это не самая приятная тема, но она все увереннее пробивает себе дорогу в публичном дискурсе. Полагаю, что эта тенденция будет лишь усиливаться по мере приближения президентских выборов в будущем году.

В пятницу премьер-министр Владимир Путин провел встречу в Пензе с группой людей, представляющих кино, театр и музеи. Президент Дмитрий Медведев неделю с небольшим тому назад заехал на студию телеканала «Дождь». А за несколько  недель до этого он провел в Москве встречу с представителями мира театра и кино.

Лидер всегда хорошо смотрится на фотографиях вместе с популярным шоумэном. А в России в особенности людям из шоу-бизнеса полезно и выгодно выглядеть как части внутреннего круга власти.

Но в редких случаях возникают пределы этих полезностей и выгод.

Не все еще забыли скандальную встречу Путина с так называемой «творческой интеллигенцией» в Санкт-Петербурге в конце мая прошлого года. Именно тогда рок-музыкант Юрий Шевчук упрекнул премьер-министра в утрате в последние годы свободы слова.

Но остаются сомнения по поводу того, насколько большинство российских творческих работников готово бросать вызов власти своими трудными вопросами. Даже на той знаменитой санкт-петербургской встрече все ее остальные участники прикусили языки, когда Шевчук пытался вовлечь премьер-министра в серьезную дискуссию.

Московская актриса Лия Ахеджакова позднее публично выбранила себя за то, что промолчала в тот день. С тех пор она часто выступает на эту и другие темы. Хотя, насколько мне известно, с тех пор ее ни разу не приглашали на такие значимые мероприятия. Не приглашали и Шевчука, насколько мне известно.

Конечно, актеры, режиссеры, музыканты и директора музеев не будут определять курс российской политики в будущем году или в какое-то иное время. Но если вам интересно посмотреть, в каком направлении движется Россия как «демократическое» и «открытое» общество, то будет весьма полезно и поучительно проследить за тем, как артисты реагируют на возможность войти в контакт с власть имущими.

Как я предполагал ранее, картина здесь может оказаться не очень оптимистичной. Задача творческого работника идти на риск и требовать правды от себя и от своих коллег по работе. Наблюдение за тем, как они из кожи вон лезут, чтобы снискать расположение сильных мира сего, вызывает потрясение и раздражение.

С того памятного дня в мае 2010 года, когда Шевчук вежливо выразил озабоченность по поводу состояния базовых свобод в России, ни один крупный исполнитель, оказавшись в компании лидеров страны, не посчитал нужным и возможным сделать то же самое.

Что мы имеем на таких встречах, так это поток робких вопросов о финансах и организации. Вопросы бывают разные – от глупых и эгоистичных до действительно важных. Но во всех случаях люди похожи на крестьян, опасливо подходящих к царю с опущенными долу очами и протянутой рукой.

Остается удивляться, какой прок артистам от хорошей организации и солидного финансирования, если их самостоятельность, их право говорить правду так, как они считают нужным, разрушается за фасадом тщательно выверенных бюрократических речей?

Справедливости ради стоит отметить, что совещание в Пензе было проведено конкретно с целью обсуждения вопросов строительства и реконструкции объектов культуры в России. Как заявил Путин собравшимся, «встреча не привязана к каким-то там политическим событиям либо к бюджетным».

Популярный актер Евгений Миронов, работающий художественным руководителем Государственного театра наций, выдвинул идею создания «театрального квартала» в Москве, который может быть построен к 2016 году примерно за 6 миллиардов рублей. Директор театра имени Ермоловой Марк Гурвич попросил Путина ускорить реализацию новой концепции развития театрального искусства, завершив ее к 2020 году. Поднимались вопросы, звучали обвинения, предлагались оправдания для театров, годами находящихся на реконструкции, сроки которой не соблюдаются совершенно.

Как сообщает Gazeta.ru, Путин готов внести некоторые поправки в закон, лишающий театры многочисленных льгот в налогово-бюджетной структуре. Путин также пообещал завершить реконструкцию Саратовского театра юного зрителя, которая началась (опять же, по сообщению Gazeta.ru) 30 лет назад.

Можно себе представить, что почти все разошлись по домам счастливые, гордые и довольные.

Возможно, так бы оно и было, если бы не иные мнения, возникающие в других источниках информации в интернете, таких как Facebook и ЖЖ.

Я столкнулся с высмеиванием, хохотом и возгласами сожаления в адрес многих участников пензенской встречи. То же самое было, когда я отслеживал реакцию на встречи Медведева в последние недели. В стороне от более или менее официальных информационных источников существует совершенно  другая точка зрения.

Основатель Teatr.doc Михаил Угаров язвительно заметил на страничке в Facebook, что он понимает молодого кинорежиссера, заявившего, что лучше бы он провел этот день не на встрече с премьер-министром, а на съемках своего фильма.

Уважаемый комментатор с радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина разместила по поводу пензенской встречи следующий пост в Facebook: «Если все произошло так, как это описывается, то возникает ощущение стыда. Боюсь, что участникам не понравится вспоминать об этом».

Общность взглядов с этими комментаторами продемонстрировал Алексей Девотченко. Этот откровенный актер из Санкт-Петербурга обрел репутацию острого политика благодаря своим целенаправленным атакам на мэра города Валентину Матвиенко.

«Я просмотрел немногочисленные отчеты о вчерашней встрече Путина с руководителями культуры, - написал Девотченко в Facebook. – Мне стыдно. И больно. Но у меня нет морального права судить тех, кто там был, кого я люблю и уважаю. Я свободный художник. А эти люди отвечают за целые театральные коллективы, за живых людей… Такова эта проклятая страна, до сих пор живущая при сталинских механизмах и форматах».

Мысль Девотченко важна. Было бы неправильно и несправедливо пользоваться этими моментами, чтобы указывать пальцем на отдельных людей, каждый из которых несет на себе уникальный и сложный груз ответственности.

Но система, определяющая ход этого дискурса, мысли которого обязаны разделять все и каждый, безусловно, дефектна.

Пока продолжается эта битва в песочнице за будущий год между Путиным и Медведевым, я предвижу, что таких «постыдных», «неловких» и «болезненных» моментов будет все больше и больше. Подозреваю, что такие моменты, как проявление вежливого инакомыслия Юрия Шевчука, будут немногочисленны и редки.