Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Деспоты названы поименно

Насилие против журналистов не является сопутствующим явлением политики в удаленных регионах – организация «Репортеры без границ» публикует материалы о состоянии свободы прессы в мире.

© sxc.huдиктатура
диктатура
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Там, где нет свободы прессы, не может развиваться и система демократических ценностей. Это подтверждает недавно увидевшая свет подборка фотографий и текстовых материалов, подготовленная организацией «Репортеры без границ». м

Там, где нет свободы прессы, не может развиваться и система демократических ценностей. Это подтверждает недавно увидевшая свет подборка фотографий и текстовых материалов, подготовленная организацией «Репортеры без границ». В этом сборнике под заголовком «Фотографии в поддержку свободы печати» собраны репортажи из кризисных регионов, и они воспринимаются как описание тревожного путешествия по неспокойным конфликтным регионам земного шара. При этом публикуемый вначале рейтинг свободы прессы не дает и Западной Европе поводов для чрезмерной гордости. Так, например, Франция занимает 44 место в этом списке и отстает от таких стран как Ямайка (25), Гана (26), Польша (32) и Уругвай (37).

Причина ухудшения условий работы для журналистов во Франции связана с самонадеянной позицией президента страны Николя Саркози. Когда общественности стало известно о том, что президент Франции незаконно получил от наследницы империи L’Oréal Лилиан Беттанкур (Lilian Bettencourt) пожертвования для своей партии, гнев главы французского государства не знал границ. Следствием этого стала масштабная кампания запугивания и применение полицейских мер, которые были направлены на то, чтобы воспрепятствовать объективному освещению этих событий в средствах массовой информации Франции. Государственные служащие врывались в помещения редакций – так произошло, например, в офисе онлайновой газеты Médiapart, где были изъяты записи телефонных разговоров, а также в частных квартирах редакторов ежедневной газеты Le Monde, где представители властей рылись в архивах и украли компьютеры. Президент Франции пытался найти информаторов, сотрудничавших с журналистами, и он надеялся таким образом предотвратить дальнейшие скандалы. Теперь суд будет решать вопрос о том, не несут ли ответственность французские спецслужбы за применение запугивания.

Но и Германия, занимающая 17 место в рейтинге, не может служить образцом, так как федеральное правительство – таковы претензии «Репортеров без границ» - не хочет отказываться от закона о защите данных, хотя Конституционный суд в Карлсруэ объявил этот законопроект противоречащим основному закону страны.

Страшные итоги

Однако западноевропейская политика может вздохнуть с облегчением – в опубликованном сегодня списке «врагов свободы прессы» нет ни Саркози, ни Берлускони. Самую большую озабоченность у стражей свободы прессы по-прежнему вызывают деспотические правительства Восточной Европы, а также бывших республик Советского Союза. Особую тревогу вызывают у них события в Белоруссии. Александр Лукашенко во время подвергшихся манипуляции президентских выборов 19 декабря 2010 года кровавым образом доказал, что он намерен всеми силами бороться против свободы мнений. Критически настроенные по отношению к существующему режиму журналисты были высланы за границу, а корреспондент «Новой газеты» Ирина Халип была помещена под домашний арест. Сегодня, когда внимание всего мира приковано к беспорядкам в арабских странах, журналист Анджей Почобут, пишущий для польской ежедневной газеты Gazeta Wyborcza, находится в тюрьме, и ему запрещено устанавливать контакт с внешним миром. Ситуация в Белоруссии ухудшается самым драматическим образом.

Не следует питать особых надежд на будущее, если те государственные руководители, которые могли бы улучшить ситуацию, сами оказываются в списке врагов свободы печати – это относится, например, к российскому премьер-министру Владимиру Путину. Страшные итоги – пять журналистов были убиты в России в 2009 году и 25 с тех пор, как Путин пришел к власти. Средства массовой информации подверглись унификации и были поставлены под контроль таких агрессивных партийных органов как близкая к кремлю молодежная организация «Наши», члены которой с патриотическим усердием выступают против критических голосов. Тот, кто не с Путиным, тот против него.

Ложь, тирания и эгоизм

При этом деспотизм продолжает оставаться проблемой глобального характера. В Африке по-прежнему пять президентов при помощи насилия и произвола ведут борьбу против политики разума и свободы. Так поступает, например, президент Гамбии Яхья Джамме (Yahya Jammeh), недавно объявивший  о том, что он нашел средство против  СПИДа. Он выдает себя за ясновидящего, и это, как он считает, позволяет ему за несколько недель справиться с вирусом иммунодефицита. Под его руководством, которое «Репортеры без границ» называют диктаторским, проводится политика, направленная против гомосексуалистов и  правозащитников. «Тот, кто связан с правозащитными группами, не может рассчитывать на безопасность, предоставляемую моим правительством», - так, судя по имеющимся данным, заявил президент Гамбии в прошлом году.

Впечатляющая подборка фотографий позволяет увидеть истинное лицо произвола политического насилия. Красные точки, нанесенные на размещенной вначале сборника карте, свидетельствуют о том, что журналисты во многих частях света все еще находятся в опасности. Это в первую очередь относится к таким странам как Иран, Куба и Северная Корея. Китай продолжает оставаться в конце списка, занимая 171 место, и это говорит о том, что применение насилия против журналистов не является неприятным побочным явлением в удаленных регионах, а превращается в политическую программу восходящей мировой державы. Китайская диктатура создает моральный вакуум, состоящий из лжи, тирании и эгоизма. Об этом прямо говорит в своей статье находящийся в заключении лауреат Нобелевской премии мира Лю Сяобо: «В современном мире существует только один подходящий духовный источник, который может заполнить оставленный диктатурой огромный моральный вакуум. Это способна сделать только подчиненная свободе мораль». Но именно такой морали особенно не хватает в Китае.