Западные аналитики предполагают, что второй президентский срок Дмитрия Медведева будет заметно отличаться от первого, и что президент предложит России более либеральное будущее, чем то, которого можно ждать от премьер-министра Владимира Путина в случае его возвращения в Кремль. Но среди российских обозревателей мало кто уверен в этом.
Возможно, цинизм просто укоренился в россиянах, в то время как надежда более естественна для западных доброжелателей. Эта надежда Запада подкрепляется совершенно очевидной потребностью России в смене направления, если она хочет реализовать свои устремления. Медведев весьма четко обозначил эту общую задачу.
Хотя Путин тоже говорит о диверсификации и развитии, западные комментаторы часто считают, что премьер срывает медведевские попытки занять более либеральную позицию. Возьмите, например, отчет Путина перед Государственной Думой от 20 апреля, в котором он подчеркивал роль государства и необходимость сохранения стабильности в наступившем десятилетии.
Но есть вопросы, требующие ответа, прежде чем мы сможем сделать вывод о том, что Медведев, оставшись на второй президентский срок, действительно приступит к радикальным переменам. Последователен ли он? Ставит ли он общие интересы своей страны превыше частных интересов правящей элиты? А если ответ на эти и похожие вопросы звучит как «пока нет», то что изменится после победы Медведева в 2012 году, что превратит его в другого человека?
Задайте такие же вопросы о Путине, и контрастирующие ответы все скажут сами за себя. Возможно, политика Путина это не то, чего желают все, а его представления об интересах страны могут показаться спорными. Но его способность как руководителя действовать ни у кого сегодня не вызывает сомнений. Медведев на протяжении нескольких лет говорит такие вещи, которые нравятся либерально мыслящим людям на Западе и в России. Но конкретных действий видно очень мало. И это вызывает разочарование у потенциальных сторонников Медведева в России.
Он также делает некоторые противоречащие его либеральному имиджу заявления, которые западные аналитики обычно просто передают в неловком молчании, либо оправдывают мнимой необходимостью для Медведева защититься от нападок внутренних критиков. Его заявления о Северном Кавказе такие же грубые, как и у Путина, хотя и менее образные. И у него не появилось никаких свежих идей о том, как справиться с существующими там опасностями.
Он грозил Западу новой гонкой вооружений, и возможно, даже верил в ее осуществимость. Он обострил проблему Курил / Северных территорий с единственной целью продемонстрировать свою решимость противостоять Японии, которая если и угрожала России, то очень слабо. Он был главной фигурой в кампании против Грузии в 2008 году. Он выступал против Украины при ее бывшем президенте Викторе Ющенко. Выступление Медведева о недавних беспорядках в Египте было настолько резким, что российские СМИ даже отключили его, когда он призывал Мубарака пролить кровь тысяч людей. А позднее средства массовой информации процитировали его слова о том, что «они» (возможно, Соединенные Штаты) готовят похожий враждебный сценарий для России.
Медведев регулярно обещает начать действовать против коррупции и демонстрирует решимость довести до конца наиболее громкие уголовные дела. Но результаты ничтожны. Он отправил в отставку многих руководителей и второстепенных политиков. Самой заметной его жертвой стал мэр Москвы Юрий Лужков. Но Лужков был под прицелом и у Путина тоже, и дни градоначальника были сочтены. Медведев настойчиво критикует государственные корпорации, а в завершающем году своего президентского срока он выступил против прямого участия высокопоставленных представителей российского политического истэблишмента в государственных и контролируемых государством компаниях. Но перечень его конкретных достижений в реализации экономических реформ, не говоря уже о необходимой для их продвижения политической перестройке, весьма короток.
Медведеву, конечно же, хочется остаться на второй президентский срок. В России довольно много людей, отдающих предпочтение ему, а не Путину, и надеющихся на то, что Медведев после 2012 года будет осуществлять перемены. Но круг его непосредственных и прямых последователей ограничен, и в нем мало людей, готовых подставить за Медведева свою шею. Медведев не очень сильно стремится предстать чем-то большим, нежели старательным, хотя иногда и недовольным партнером Путина.
Те перемены, за которые выступает сам президент, носят ограниченный характер. Они не предусматривают готовности с его стороны выступить против сегодняшней правящей системы или против ее главных группировок. Весьма спорным кажется утверждение о том, что его высказывания о необходимости реформ и об опасностях стагнации хоть как-то оживили общество, и что эти высказывания будут иметь последствия в предстоящие несколько месяцев. Не менее спорным кажется и то, что в случае избрания Медведева на второй срок и его освобождения от доминирующего путинского влияния недостатки президента, а также провозглашенные им цели придадут новую энергию полезной активности и созидательной эволюции общества. Остается только надеяться на это.
Но если действующие сегодня правила российской политики останутся без особых изменений после избирательного цикла 2011-2012 годов, то рассчитывать на благоприятный исход будет опрометчиво. Стагнация, как этот процесс называет Медведев, несет с собой свои собственные риски. Проводить структурные изменения будет трудно, они окажутся деструктивными, и их мало кто будет приветствовать. Результатов деятельности Медведева пока недостаточно, чтобы сделать вывод о его способности возглавить страну в условиях новых возникающих проблем. Кто же прав: скептически настроенные россияне или западные аналитики, видящие в Медведеве предвестника новой и обнадеживающей эпохи перемен в России?
Эндрю Вуд был послом в России с 1995 по 2000 год. В настоящее время он работает научным сотрудником Королевского института по международным отношениям Chatham House.