У одного из представителей рода Толстых российская школьная реформа вызывает особое беспокойство. Наше политическое руководство хочет сделать из наших детей шестеренки и колесики для существующей системы, а также потребителей, которые вообще не должны думать ответственно, подчеркивает Владимир Ильич Толстой – правнук русского писателя и директор музея, расположенного в родовом имении Ясная Поляна, которое при жизни самого классика русской литературы было также центром реформаторской педагогики.
Метод обучения Льва Толстого, о котором с почтением говорят на конференциях и юбилеях, требует наличия уважительных и доверительных отношений между учителем и учеником, а также предполагает проведение урока, в ходе которого творчески развиваются таланты личности. Владимир Толстой открыл в Ясной Поляне подготовительную школу, где дети от трех до шести лет обучаются по этому методу. Однако после этого они вынуждены посещать нормальную школу, где их заставляют уделять все больше времени таким малосодержательным предметам как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание» и «Труд», а также зубрить ответы на стандартные экзаменационные вопросы, отмечает Толстой. Будучи членом Общественной палаты, он пытается по крайней мере замедлить демонтаж существующей системы образования.
Симптоматично, что ответственные за разрушение этой системы функционеры собственных отпрысков направляют не в местные школы, а на Запад, с досадой отмечает известный отец семейства. Сыновья Толстого Андрей и Иван учатся соответственно в седьмом и в девятом классе православной гимназии, которая находится недалеко от имения в городе Туле. К «малосодержательным предметам», которые, по мнению их отца, занимают все больше места в учебной программе, осенью может добавиться новая патриотическая дисциплина «Россия в мире», тогда как некоторые важные предметы, в том числе и второй иностранный язык, судя по всему, будут переведены на платную основу. По мнению Толстого, существующая система уже деморализует школьников. Его сын Андрей хочет сдавать единый государственный экзамен по латинскому языку, тогда как большинство его одноклассников выбирает менее содержательный, но зато более легкий предмет «Обществознание».
Этот человек объединяет рассредоточенных по всему миру членов клана Толстых, и его заслуги в области культуры высоко оценены государством. Однако Владимир Толстой с горечью отмечает тот факт, что Россия, в отличие от Китая или Индии, не вкладывает необходимых средств в образование. Он считает, что нужно было убрать из старой школьной программы только марксистско-ленинскую идеологию. Толстой также с сожалением признает, что в научно-исследовательской области, которая была в Советском Союзе на высоком уровне, Россия теперь уступает Индии.
Тем временем прогресс становится причинной разрушения и российской литературной культуры, признает хозяин Ясной Поляны, собственные сыновья которого уже почти не читают книг. Владимир Толстой регулярно проводит всероссийские конкурсы на лучшее школьное сочинение по литературе, и, по его мнению, характерно, что то небольшое количество самостоятельных в духовном отношении текстов присылают школьники преимущественно из районов Крайнего Севера, из глухих сибирских мест или из кавказских деревень – то есть из тех регионов, где дети вырастают без интернета.